Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Быть христианином
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Быть христианином  (Прочитано 39185 раз)
Irina
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 192


Всякий человек - ОБРАЗ БОЖИЙ!


« : 20 Мая 2009, 02:26:29 »

Быть христианином — значит отказаться от себя в пользу ближнего. Это не имеет отношения к определенной конфессии, а зависит только от личного выбора человека и потому вряд ли станет массовым явлением

Наталия Трауберг — выдающийся переводчик с английского, французского, испанского, португальского и итальянского. Человек, открывший русскому читателю христианского мыслителя Гилберта Честертона, апологета Клайва Льюиса, евангельские пьесы Дороти Сейерс, печального Грэма Грина, кроткого Вудхауза, детских Пола Гэллико и Фрэнсис Бернетт. В Англии Трауберг звали «мадам Честертон». В России она была инокиней Иоанной, членом правления Библейского общества и редколлегии журнала «Иностранная литература», вела передачи на радио «София» и «Радонеж», преподавала в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.

Наталия Леонидовна любила рассказывать о том, что Честертон называл «просто христианством»: не об уходе в «благочестивость святых отцов», а о христианской жизни и христианских чувствах здесь и сейчас, в тех обстоятельствах и на том месте, куда мы поставлены. О Честертоне и Сейерс она как-то написала: «В них не было ничего, что отвращает от “религиозной жизни”, — ни важности, ни слащавости, ни нетерпимости. И теперь, когда “фарисейская закваска” снова набирает силу, их голос очень важен, он перевесит многое». Сегодня эти слова в полной мере можно отнести к ней самой и к ее голосу.

Так случилось, что одно из последних своих интервью Наталия Трауберг дала журналу «Эксперт».

— Наталия Леонидовна, на фоне духовного кризиса, переживаемого человечеством, многие ждут возрождения христианства. Причем считается, что все начнется в России, поскольку именно русское православие заключает в себе полноту христианства всего мира. Что вы думаете по этому поводу?

— Мне кажется, что говорить о совпадении русскости и православия — это унижение Божественного и вечного. И если мы начинаем рассуждать, что русское христианство самое главное на свете, то у нас — большие проблемы, которые ставят под вопрос нас как христиан. Что же до возрождений… В истории их и не было. Были отдельные сравнительно большие обращения. Как-то раз некоторое количество людей подумало, что в миру ничего хорошего не получается, и ушло вслед за Антонием Великим спасаться в пустыню, хотя Христос в пустыне, заметим, провел всего сорок дней… В XII веке, когда пришли нищенствующие монахи, многие вдруг почувствовали, что их жизнь как-то с Евангелием расходится, и стали устраивать отдельные островки, монастыри, чтобы было по Евангелию. Потом опять думают: что-то не то. И решают пробовать не в пустыне, не в монастыре, а в миру близко к Евангелию жить, но отгородившись обетами от мира. Однако и это не сильно влияет на общество.

— В 70−е годы в Советском Союзе в церкви пошло много народу, не говоря уж про 90−е. Что это, если не попытка возрождения?

— В 70−е годы в церковь пришла, если так можно выразиться, интеллигенция. И когда она «обратилась», можно было заметить, что она не то что не проявила христианских свойств, она, как оказалось, перестала проявлять и интеллигентские свойства.

— Что значит — интеллигентские?

— Которые отдаленно что-то христианское воспроизводят: быть деликатным, терпимым, не хватать себе, не отрывать другому голову и так далее… Что такое мирской образ жизни? Это — «хочу», «желаю», то, что в Евангелии называется «похоть», «похотение». И мирской человек просто живет, как ему хочется. Так вот. В начале 70−х некоторое количество начитавшихся Бердяева или Аверинцева стали ходить в церковь. Но что вы думаете? Они ведут себя, как и прежде, как им хочется: раздвигая толпу, расталкивая всех. Они того же Аверинцева на его первой лекции чуть не рвут на части, хотя на этой лекции он говорит о простых евангельских вещах: кротости и терпении. А они, отпихивая друг друга: «Мне! Мне кусок Аверинцева хочется!» Конечно, можно все это осознать и покаяться. Но много ли вы видели людей, которые приходили каяться не только в том, что пили или прелюбодействовали? Покаяться в прелюбодеянии — это пожалуйста, это единственный грех, который они помнят и осознали, что, впрочем, не мешает им потом бросить жену… А что гораздо больший грех быть гордым, важным, нетерпимым и сухим с людьми, отпугивать, грубить…

— Об изменах супругов вроде бы в Евангелии тоже очень строго сказано?

— Сказано. Но не все Евангелие этому посвящено. Есть один удивительный разговор, когда апостолы не могут принять слова Христа о том, что двое должны стать одной плотью. Они спрашивают: как так? Это же невозможно человеку? И Спаситель открывает им эту тайну, говорит, что действительный брак — это абсолютное соединение, и добавляет очень милостиво: «Кто может вместить, да вместит». То есть кто может понять, тот поймет. Так все перевернули и сделали даже закон в католических странах, что нельзя разводиться. А вот попробуйте сделать закон, что нельзя наорать. Но Христос говорит об этом гораздо раньше: «Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

— А если не напрасно, а по делу?

— Я плохой библеист, но уверена, что здесь слово «напрасно» — интерполяция. Христос не произносил его. Оно вообще снимает всю проблему, потому что всякий, кто гневается и орет, уверен, что делает это не напрасно. А ведь сказано, что, если «согрешит против тебя брат твой … обличи его между тобою и им одним». Наедине. Вежливо и бережно, как сам хотел бы, чтоб обличили тебя. И если человек не услышал, не захотел услышать, «… тогда возьми одного или двух братьев» и поговори с ним еще раз. И наконец, если он и их не послушал, то будет он тебе как «язычник и мытарь».

— То есть как противник?

— Нет. Это значит: да будет он как человек, который не понимает такого типа разговора. И ты тогда отойди в сторону и предоставь место Богу. Эта фраза — «предоставьте место Богу» — повторяется в Писании с завидной частотой. Но много ли вы видели людей, которые эти слова услышали? А много ли мы видели людей, которые пришли в церковь и осознали: «Я — пустой, у меня ничего нет, кроме глупости, хвастовства, хотений и желания самоутвердиться… Господи, как ты это терпишь? Помоги мне исправиться!» Ведь суть христианства в том, что оно переворачивает всего человека. Есть пришедшее из греческого слово «метанойя» — перемена мышления. Когда все, что считается важным в мире — удача, талант, богатство, свои хорошие свойства, — перестает быть ценностью. Любой психолог скажет тебе: верь в себя. А в церкви ты — никто. Никто, но очень любимый. Там человек, как блудный сын, оборачивается к отцу — к Богу. Приходит к нему, чтобы получить прощение и какое-то присутствие хотя бы во дворе у отца. Отец к нему, нищему духом, склоняется, плачет и пускает его вперед.

— Так вот в чем смысл выражения «нищие духом»?

— Ну да. Все думают: чтобы это такое могло быть? Но как бы это ни толковать, все сойдется к тому, что у них ничего нет. У мирского человека всегда что-то есть: мой талант, моя доброта, мое мужество. А у этих нет ничего: они во всем зависят от Бога. Уподобляются детям. Но не потому, что дети — прекрасные чистые существа, как утверждают некоторые психологи, а потому, что ребенок беспомощен совершенно. Он не существует без отца, он не сможет поесть, не научится говорить. И нищие духом — такие. Приход в христианство означает, что какое-то количество людей будет жить невозможной с мирской точки зрения жизнью. Конечно, случится и такое, что человек по-прежнему будет делать то, что нам, жалким, несчастным и смешным, свойственно. Может надраться как сивый конь. Может влюбиться не тогда, когда надо. В общем, все человеческое в нем останется. Но отсчитывать поступки и мысли ему придется от Христа. И если человек принял, открыл этому не только сердце, но и разум, то обращение в христианство произошло.

Партийность вместо любви
— Большинство христиан знает о существовании разных конфессий, некоторые интересуются каноническими расхождениями. Это имеет значение для повседневной жизни христианина?

— Думаю, что нет. А иначе получается, что, придя в церковь, мы просто пришли в новое заведение. Да, оно красивое, да, там дивное пение. Но очень уже опасно, когда говорят: мол, люблю такую-то церковь, потому что там поют хорошо… Уж лучше бы помолчали, честное слово, потому что Христос-то нигде не пел. Придя в церковь, люди оказываются в заведении, где все наоборот.

— Это в идеале. А на самом деле?

— На самом деле это очень сегодня распространено: наши-ваши. Кто круче — католики или православные. Или, может, раскольники. Последователи отца Александра Меня или отца Георгия Кочеткова. Все разделены на крохотные партии. Для одних Россия — икона Христа, для других — наоборот, не икона. Еще у нас ведь как принято у многих? Причастился, вышел на улицу, всех презираю, кто не воцерковился. А ведь мы вышли к тем, к кому Спаситель нас послал. Назвал нас не рабами, но друзьями. И если ради идеи, убеждения и интереса мы начинаем гнобить тех, кто живет не по нашему «закону», тогда мы не христиане, правда. Или вот есть статья у Семена Франка, где он говорит про красоту православных храмов: да, мы увидели мир дивной красоты и очень его полюбили, и поняли, что это самая важная вещь на свете, но вокруг нас люди, которые этого не понимают. И есть опасность, что мы начнем с ними бороться. А мы, к сожалению, движемся в эту сторону. Например, история с чудом Благодатного огня. Считать, что мы, православные, самые лучшие, потому что только нам, на нашу Пасху Благодатный огонь появляется, а всем остальным — фиг, это же потрясающе! Получается, что люди, родившиеся, скажем, во Франции, где католичество, отвержены от Бога. От Бога, который говорит, что христианину надо, как солнце человеку, светить на правых и неправых! Какое все это имеет отношение к Благой вести? И что это, если не партийные игры?

— По сути, это фарисейство?

— Да. А ведь Христос если кого-то и не прощал, то только «самоправедных», то есть фарисеев. Нельзя жизнь по Евангелию построить с помощью закона: не сходится, это не Эвклидова геометрия. И еще у нас восторг перед силой Бога. Но зачем? Таких религий полно. Любая языческая религия восторгается силой бога, магией. Александр Шмеман пишет, да, может, и раньше писали, что христианство не религия, а личная связь со Христом. Но что происходит? Вот молодые парни, улыбающиеся, переговаривающиеся, идут к причастию… А сзади старушки с палочками, после операции. И парням даже в голову не придет пропустить бабушек. И это сразу после литургии, где в очередной раз все было сказано! Я несколько раз не шла причащаться от злости на это все. А потом на радио «Радонеж», оно обычно в воскресенье, говорила слушателям: «Ребята, сегодня из-за вас не причащалась». Потому что посмотришь, и уже в душе делается такое, что не то что причащаться, но стыдно и на церковь смотреть. Причастие — не магический акт. Это Тайная вечеря, и если вы пришли справить с Ним вечно теперь справляемый вечер перед Его смертью, то постарайтесь услышать как минимум одну вещь, которую Христос добавил в Ветхий Завет и которая перевернула всё: «…да любите друг друга, как Я возлюбил вас…»

— Обычно цитируется «Не делай того, чего не хочешь себе».

— Да, любовь для всякого хорошего человека означает это золотое правило. Вполне резонное: не делай того-то и спасешься. Ветхозаветная матрица, которую взяло потом мусульманство. А любовь христианская — это душераздирающая жалость. Человек может тебе вообще не нравиться. Он может быть тебе абсолютно противен. Но ты понимаешь, что, кроме Бога, у него, как и у тебя, защиты нет. Часто ли мы видим даже в нашей церковной среде такую жалость? К сожалению, даже эта среда у нас пока еще чаще всего неприятная. Даже само слово «любовь» в ней уже скомпрометировано. Угрожая девчонкам адским огнем за аборты, священник говорит: «А главное — любовь…» Когда это слышишь, даже при полном непротивлении возникает желание взять дубину хорошую и…

 
Записан
Irina
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 192


Всякий человек - ОБРАЗ БОЖИЙ!


« Ответ #1 : 20 Мая 2009, 02:26:50 »

— Разве аборты — не зло?

— Зло. Но они — вещь глубоко частная. И если главное христианское занятие — это борьба с абортами, то в этом есть какая-то прелесть — в изначальном понимании этого слова. Предположим, какая-то девушка захотела, как всякий нормальный человек, любви и попала в положение, в котором трудно рожать. И священник говорит ей, что если во время аборта она умрет, то сразу попадет в ад. А она топает ногами и кричит: «Я ни в какую вашу церковь не пойду!» И правильно делает, что топает. Ну давай, христианин, иди запрети аборты и еще пугай адом девчонок, которые слышали, что выше влюбленности нет ничего и что отказывать нельзя никому, потому что это старомодно, или не по-христиански, или еще пятое-десятое. Ужасно, но у католиков привычки такие…

— А у православных?

— У нас больше по другой части: спрашивают, можно ли держать собак в доме, где иконы висят, ну и одна из главных тем — пост. Какие-то страннейшие языческие штуки. Помню, когда только начинала вести передачу на маленьком церковном радиоканале, задали мне вопрос: «Скажите, пожалуйста, очень ли большой грех, если я до звезды на Сочельник поем?» Я чуть не расплакалась тогда в эфире и два часа говорила о том, о чем мы сейчас с вами разговариваем.

Отвергнуться себя
— И как же тут быть?

— Но ничего такого уж страшного в этом нет. Когда у нас так долго не было понятия греха, а потом за грех стали принимать что угодно, кроме себялюбия, «умения жить», своеволия, уверенности в своей праведности и настырности, надо все начинать заново. Многим приходилось начинать заново. И кто имеет уши слышать, да слышит. Вот, например, блаженный Августин, великий святой. Он был умен, он был известен, у него была замечательная карьера, если мерить нашими понятиями. Но ему стало трудно жить, что очень типично.

— Что значит: Августину стало трудно жить?

— Это когда начинаешь осознавать, что что-то не так. Сейчас люди снимают подобное ощущение тем, что идут в красивую церковь и слушают красивое пение. Правда, потом они чаще всего начинают все это ненавидеть или становятся ханжами, так и не услышав, что сказал Христос. Но с Августином было не так. К нему пришел один приятель и говорит: «Вот смотри, Августин, мы с тобой хоть и ученые, а живем, как два дурака. Ищем мудрости, и все не там». Августин очень разволновался и выбежал в сад. И услышал откуда-то: «Возьми прочти!» Кажется, это мальчик на улице кому-то кричал. А Августин услышал, что это к нему. Вбежал в комнату и открыл Евангелие. И попал на послание Павла, на слова: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти». Простые фразы: отвергнись себя и возьми крест, и заботы о себе не превращай в свои идиотские желания, и пойми, что самый главный мирской закон на свете — делать то, что моей голове или, не знаю чему там еще, хочется — для христианина не имеет никакого значения. Эти слова полностью изменили Августина.

— Вроде бы все просто. Но почему человеку так редко удается отвергнуться себя?

— Христианство на самом деле очень неудобно. Ну, скажем, попустили кому-то быть начальником, и он должен подумать о том, что вести себя по-христиански в такой ситуации очень трудно. Сколько ему нужно мудрости! Сколько надо доброты! Он о каждом должен думать, как о себе, а в идеале — как Христос о людях. Должен ставить себя на место каждого, кто под ним ходит, и печься о нем. Или, вот, помню, спрашивали, почему, когда у меня была такая возможность, я не эмигрировала. Я отвечала: «Потому что этим убила бы родителей. Они бы не решились уехать и остались здесь, старые, больные и одинокие». И подобный выбор у нас на каждом шагу. Вот, например, залил вашу квартиру кто-то сверху, и у него нет денег, чтобы компенсировать вам ремонт… Можно подать на него в суд или начать с ним скандалить и этим отравить ему жизнь. А можно оставить все как есть, и потом, если появится возможность, сделать ремонт самому. А еще можно уступить очередь… Быть тихим, а не важным… Не обижаться… Совсем простые вещи. И чудо перерождения произойдет постепенно. Бог почтил человека свободой, и только мы сами, по собственной воле, можем сломиться. А потом все сделает Христос. Надо только, как писал Льюис, не бояться приоткрыть доспехи, в которые мы закованы, и пустить Его в сердце. Одна только эта попытка совершенно меняет жизнь и придает ей ценность, смысл и радость. И когда апостол Павел говорил «Всегда радуйтесь!», он имел в виду как раз такую радость — на высочайших вершинах духа.

— Он еще говорил «плачьте с плачущими»…

— Штука в том, что радоваться умеют только те, кто умеет плакать. Разделяет с плачущими их горести и печали и не убегает от страданий. Христос говорит, что плачущие блаженны. Блаженны — значит счастливы и имеют всю полноту жизни. И Его обещания отнюдь не небесные, а земные. Да, страдания ужасны. Однако когда люди страдают, Христос предлагает: «Придите ко Мне, все страдающие и обремененные, я успокою вас». Но с условием: возьмите иго Мое на себя и обретете покой душам вашим. И человек действительно обретает покой. Причем покой глубинный, а совсем не то, что он будет как замороженный какой-то ходить: просто он начинает жить не в суете, не в раздрызге. И тогда состояние Царствия Божьего наступает здесь и сейчас. И может быть, узнав его, мы сможем помочь и другим. И вот тут очень важная вещь. Христианство — не средство спасения. Христианин — не спасаемый, а спасающий.

— То есть он должен проповедовать, помогать ближнему?

— Не только. Самое главное — он вносит в мир крохотный элемент другого типа жизни. Вот моя крестная, нянечка, внесла такой элемент. И я забыть не смогу никогда, что видела такого человека и знала его. Она была совсем близкой к Евангелию. Безденежная слуга, она жила как совершенная христианка. Никому никогда не сделала зла, не сказала обидного слова. Помню, только один раз… Я была еще маленькая, родители уехали куда-то, а я каждый день писала им письма, как мы договорились. И вот одна женщина, которая была у нас в гостях, смотрит на это и говорит: «Ну как бороться с чувством долга у ребенка? Никогда, деточка, не делай того, чего не хочется. И будешь счастливым человеком». И тут моя нянечка побледнела и сказала: «Простите нас, пожалуйста. У вас — свой дом, у нас — свой». Так один раз за всю мою жизнь я услышала от нее резкое слово.

— Ваша семья, родители, были другими?

— Моя бабушка, Марья Петровна, тоже никогда не повышала голос. Она ушла из школы, где работала учительницей, потому что там надо было говорить антирелигиозное. Пока дедушка был жив, она при нем ходила настоящей дамой: в шляпке, в пальтишке строгом. А потом переехала к нам. И ей, очень жесткому, видимо, по типу человеку, было с нами, безалаберными, нелегко. Вот моя мама, ее дочь, вот ее невенчанный муж, кинорежиссер и вообще богема… Про то, что он еврей, бабушка не говорила никогда, потому что нормальный христианин не может быть антисемитом. А сколько она со мной перемучилась! Я, семнадцатилетняя кретинка, не учившаяся в школе, попала в университет и там чуть с ума не сошла от восторга, успехов, влюбленностей… И если вспомнить все глупости, которые я делала! Влюбилась и утащила дедушкино обручальное кольцо, считая, что великие чувства, которые я испытывала, дают мне право набить ватой это кольцо, надеть его на палец и с ним ходить. Нянечка, наверное, мягче бы сказала, а бабушка жестко: «Не делай этого. Глупости».

— И это — жестко?

— Для нее — очень. А мама, чтобы я одевалась более модно, чем я считала возможным после бабушкиного и нянечкиного воспитания, могла биться головой о стену, чтобы доказать мне что-то. Но ее, истерзанную богемной жизнью, тоже чуждой ей по ее воспитанию, которую она, однако, вынуждена была вести, нельзя судить. И всегда она считала, что должна меня отговорить от веры, поскольку я себя гублю. Даже Мессинга приглашала привести меня в чувство. Нет, она не боролась с христианством, просто понимала, что дочке будет тяжело. И не потому, что мы жили в Советском Союзе, где объявили, что Бога нет. В любом веке родители стараются отговорить детей от христианства.

— Даже в христианских семьях?

— Ну вот, например, Антоний Великий, преподобный Феодосий, Екатерина Сиенская, Франциск Ассизский… Все четыре истории у родителей-христиан. И все о том, что у всех дети — люди как люди, а мой ребенок — кретин. Феодосий не хочет одеваться так же шикарно, как положено ему по классу, и много сил и времени отдает добрым делам. Екатерина каждодневно заботится о больных и бедных, спит по часу в сутки, вместо того чтобы гулять с подружками и заниматься домом. Франциск отказывается от веселой жизни и отцовского наследства… Такие штуки ведь всегда считались ненормальными. Ну а сейчас, когда понятия «успех», «карьера», «удача» стали практически мерилом счастья, — тем более. Притяжение мира очень сильное. Такого не бывает почти: «встать на голову», по Честертону, и так жить.

— Какой же смысл во всем этом, если только единицы становятся христианами?

— А ничего массового и не было предусмотрено. Христос не случайно же говорил такие слова: «закваска», «соль». Такие крохотные отмеры. Но они меняют все, они меняют всю жизнь. Держат мир. Держат любую семью, даже ту, где дошли до абсолютного безобразия: где-то, кто-то, какими-то молитвами, каким-то подвигом. Там же целый мир этого на первый взгляд странного открывается: когда легко — делай, когда трудно — говори, когда невозможно — молись. И это работает.
И еще смирение, с помощью которого только и можно преодолевать торжествующее вокруг зло.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/19/interview_hristianstvo_eto_neudobno/
_________________
Записан
Elen
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 32


Email
« Ответ #2 : 20 Мая 2009, 08:14:27 »

Ирина, спасибо большое за статью. Очень много полезного из нее можно почерпнуть.
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #3 : 20 Мая 2009, 18:31:50 »

А меня несколько покоробило, как легко автор "ставит на место" святых отцов (а что на них равняться? Есть Честертон и прочие...), "переводит" Евангельские тексты (тоже не так, как в святоотеческом толковании), притягивая к ним за уши тот смысл, какой ей кажется правильным, сводит жизнь большинства православных к обсуждению постов и стилизации быта "под христианство"... Зачем-то оправдывает аборты (хотя как можно оправдать убийство тем, что тебе сейчас нелегко в результате твоих же собственных действий???)... Что за дьявольская мысль: "Зло - вещь глубоко частная"? Так не бывает! И священники не угрожают адом, а предупреждают, и они должны это делать. И большинство из них делают это вовсе не так грубо и карикатурно, как показывает автор.
Не скажу, что все неправильно (если бы так, кто бы читал?), но многое отталкивает и настораживает.
Особенно показательна фраза: "Я плохой библеист, но уверена..."
С таким даже спорить невозможно.
Вообще, мне показалось (это только мое мнение), что человек в прелести, очарован своим видением христианства, и все, что этому видению не соответствует (вплоть до Святых Отцов), либо переиначивает и придает другой смысл, либо выкидывает за борт, либо осмеивает.
Читайте лучше Святых Отцов, а если трудно, есть и хорошие современные авторы: А.Сурожский, И.Сан-Францисский, С.Сахаров и другие. После этих авторов остаются совсем другие впечатления, и подобные статьи воспринимаешь иначе.
Это я не Вам, Ирина, это я начинающим. А почему Вы прельстились этой статьей - для меня загадка...
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Elen
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 32


Email
« Ответ #4 : 20 Мая 2009, 19:06:37 »

Котик, я не понимаю вашу реакцию на любые попытки человека высказать свое мнение по любому вопросу. У вас такая реакция встречается уже не в первый раз. Я написала о том, что мне статья понравилась не потому, что считаю мнение данного автора истиной в последней инстанции, а потому, что многие мысли мне также близки. Неужели вы считаете, что если человек - христианин, то у него нет и не может быть какого-нибудь своего отношения к некоторым проблемам? Неужели ваше отношение здесь будет являться самым верным?
Господь ведь не зря создал человека мыслящим и способным к творчеству.
Ничего плохого в данной статье я не увидела. А по поводу того, что православные люди часто забывают о внутреннем содержании православия, заменяя его внешним, то эта проблема действительно существует(об это в статье  кое-что написано). Не надо уподобляться бабушкам, которые сидят в церкви на скамеечке, и не забывают сделать замечание (часто не в очень вежливой форме) молоденькой девушке, которая пришла может быть в первый раз в церковь без платочка и на каблуках. При мне была такая ситуация, и я поняла, что возможна эта девушка в церковь больше не придет, а если придет, то не очень скоро. А как вам замечания по поводу того, что свечку обязательно надо правой рукой ставить, иначе будет что-то ужасное? Мы просто забывем за всем этим истину и отпугиваем тех людей, которые может быть и готовы к приходу в церковь, но сталкиваясь с таким отношением не видят за всем этим внешним внутреннего духовного православия.

А Святых Отцов, конечно же надо читать.
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #5 : 20 Мая 2009, 19:17:02 »

Форум для того и существует, чтобы мы могли высказывать свое мнение. Извините, если я высказываюсь резко.
Если это объяснит мое поведение, я хочу, чтобы за каждым словом стоял смысл, и смысл правдивый. Если я в этом сомневаюсь или вообще не вижу такого, я об этом говорю.
Я буду только рада, если мне покажут, что он все же есть. Я жду этого. А пути, которые ведут в тупик, я думаю, надо "высвечивать".
Что касается несовершенств нас, христиан, то, по-моему, это вовсе не ставит под сомнение истинность наших намерений. Просто не со всем еще в себе справляемся.
А вообще, Вы, наверное, правы, что-то Фантомас (т.е. Котик) разбушевался. 
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Olga
Глобальный модератор
Старожил
*****
Offline Offline

Сообщений: 365



« Ответ #6 : 20 Мая 2009, 19:25:17 »

Цитировать
Форум для того и существует, чтобы мы могли высказывать свое мнение. Извините, если я высказываюсь резко.
мнение, конечно, у Вас никто не заберет и высказывайтесь на здоровье, сколько хотите..
но хотя бы из уважения к этому достойному человеку,

Наталия Трауберг — выдающийся переводчик с английского, французского, испанского, португальского и итальянского. Человек, открывший русскому читателю христианского мыслителя Гилберта Честертона, апологета Клайва Льюиса, евангельские пьесы Дороти Сейерс, печального Грэма Грина, кроткого Вудхауза, детских Пола Гэллико и Фрэнсис Бернетт. В Англии Трауберг звали «мадам Честертон». В России она была инокиней Иоанной, членом правления Библейского общества и редколлегии журнала «Иностранная литература», вела передачи на радио «София» и «Радонеж», преподавала в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.

и к тому же уже находящемуся в Царстве Небесном не стоит так отзываться...поспокойнее, пожалуйста
Цитировать
Вообще, мне показалось (это только мое мнение), что человек в прелести, очарован своим видением христианства, и все, что этому видению не соответствует (вплоть до Святых Отцов), либо переиначивает и придает другой смысл, либо выкидывает за борт, либо осмеивает.

Интервью действительно полезное, спасибо за размещение

Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #7 : 20 Мая 2009, 19:43:38 »

Да, теперь мне стыдно за себя. Об умершем человеке так действительно нельзя говорить, как я. Урок будет мне, спасибо!
А все звания, регалии и даже иночество не спасает человека от ошибок, я не могу ставить это в авторитет в данном случае, уж извините.
Тем не менее, еще раз прошу прощения за критику умершего и думаю, в целом, хорошего (уж точно лучше меня) человека.
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Elen
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 32


Email
« Ответ #8 : 20 Мая 2009, 20:22:48 »

Котик, я с вами согласна в том, что авторитетов надо выбирать с большой осторожностью. Я вас поняла, что вы имеете в виду в данном случае. Просто лично мне нравится общаться с умными людьми на различные темы. Это вовсе не значит что они для меня - авторитет. Просто человек может подать какую-то крупицу мысли, которая окажется пищей для дальнейших размышлений и возможно новых открытий в самом себе. Мне кажется в этом нет ничего плохого. Говорят, что мудрый и у глупого найдет чему научиться, а глупец и у мудреца не найдет ничего полезного.
Конечно можно ко всякому мнению относиться с долей здоровой критики, но нельзя его совершенно запретить человеку высказывать(хотя есть исключения, но их немного: например-богохульства надо пресекать на корню).
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #9 : 20 Мая 2009, 20:42:43 »

Я думаю, я действительно перешла границы здоровой критики. Но меня очень задели места в этой статье, о которых я высказалась в самом начале. Особенно задело, как походя принизили святых Отцов. Я их очень люблю, уважаю, мне просто больно читать такие слова.
Это меня не оправдывает, конечно. Мнение свое о статье я не изменила, но о людях постараюсь высказываться аккуратнее. Человек, безусловно, не исчерпывается своими ошибками.
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #10 : 22 Мая 2009, 14:13:46 »

Ирина, скажите, пожалуйста, а Вы-то разделяете мнение автора приведенной Вами статьи? Вы никак не прокомментировали мои замечания о ней, и я не поняла Вашего отношения. Вы действительно видите в ней признаки "настоящего христианства"?
И еще вопрос: Ваш муж какого о ней мнения?
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Irina
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 192


Всякий человек - ОБРАЗ БОЖИЙ!


« Ответ #11 : 23 Мая 2009, 20:03:08 »

Мужу статью еще не показала. Он занят, много работает.
Мне статья очень нравится. Живой, здравомыслящий ум, никакой "благочестивой сусальности", никакого противоречия Евангелию или св.Отцам не нашла. Умно, остро, справедливо.
В наше время мы крайне нуждаемся в здоровой критике.
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #12 : 23 Мая 2009, 20:56:55 »

Удивительно... А мне показалось, в статье много протестантского. Все-таки при случае спросите мужа, если у него будет свободная минутка. Потому что это не только мое мнение, и хотелось бы сделать правильные выводы.
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Irina
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 192


Всякий человек - ОБРАЗ БОЖИЙ!


« Ответ #13 : 23 Мая 2009, 23:30:00 »

Мужа обязательно спрошу.
Но речь идет о самом главном: любое дело, делаемое без ЛЮБВИ не спасительно. На сегодня написано много интересных статей на эту тему, напр."Берегитесь неофита"
Кроме того, на Радонеже работают люди, хоть порой и оригинальные, но исключительно православные.
Если Вас смутили ссылки на некоторыз западных писателей, то К.С.Люис, например, по духу, невероятно глубоко православный человек. Об этом, кстати и вл.Антоний Сурожский писал.
А то, что Вас смутило  "Я плохой библеист, но уверена...", на славянский язык Священное Писание переводилось, но за счет разницы языковой вместимости, особенно с греческого, многие слова можно переводить различно. Я знаю, правда тоже со слов, но священников, которые владеют и греческим и словянским, что неточности существуют.
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #14 : 24 Мая 2009, 10:13:44 »

О Льюисе и Честертоне у меня мнение хорошее, ссылки на них меня нисколько не смущают. И неточности перевода тоже - я знаю, что они действительно есть, о некоторых из них я прослушала лекции. Просто само заявление человека, что он не профессионал в данном вопросе, но уверен в своей правоте наперекор мнениям знатоков, указывает на искаженное его восприятие себя (гордыня?) и, следовательно, здесь очень вероятно искаженное понимание учения Христова.
Меня смущает и другое. Постараюсь раскрыть.
1. Чем плоха "благочестивость святых отцов"? Почему надо от нее отходить, а не стремиться к ней?
2. Отношение к монастырям и к уходу от мира - явно близко к протестантскому.
3. Отрывок из Евангелия о верности супругов друг другу приведен не полностью, что искажает его смысл. В полном варианте сказано, что развод был разрешен Моисеем только из-за жестокосердия людей, а Христос вряд ли хотел видеть в своих учениках жестокосердие. К тому же никто из святых Отцов ТАК не трактовал этот отрывок. Проверьте.
4. Про "язычника и мытаря" я тоже нигде не встречала подобной трактовки.
5. Такие фразы : "Я несколько раз не шла причащаться ОТ ЗЛОСТИ на это все. А потом на радио «Радонеж», оно обычно в воскресенье, говорила слушателям: «Ребята, сегодня из-за вас не причащалась»" заставляют задуматься о том, что человек все-таки сам неправильно понимает смысл слов "любовь", "смирение" и объяснять их правильно в принципе не может.
6. Глубоко задела мысль о том, что зло - вещь "глубоко частная". Мысль, повторяю, дьявольская. Потому что Писание и святые Отцы говорят об обратном. Адам согрешил, а пал весь мир. И мы сейчас рождаемся с первородным грехом. Где же частность?
7. Священники, повторяю, не могут и не имеют права благословлять аборты, и должны предупредить человека о том, что он совершает смертный грех. Оправдание абортов со стороны автора (якобы всякие случаи бывают, финансы не позволяют и т.д.) тоже  противоречит и святым Отцам, и Социальной Концепции РПЦ. Позвольте мне согласиться с РПЦ, а не с автором.

В статье много правильных мыслей, я с Вами согласна. Но и капля дегтя делает бочку меда непотребной, а здесь концентрация этого "дегтя", на мой взгляд, слишком высока, и это сообщает статье дух, чуждый православию.
К понятным и признанным вещам в православии (отвержение фарисейства, превозношение любви к Богу и ближнему) примешиваются сомнительные взгляды автора, и преподносятся они как самые православные, православнее "благочестия святых Отцов".
Я нигде в своих комментариях не высказала свое личное недовольство, я старалась указать лишь расхождения мнения автора с позициями традиционного православия, так что неофит я или нет, значения тут не имеет. А за чистоту веры христиане боролись всегда, и мое неприятие этих "новых веяний" вполне объяснимо.
Мое же личное, неофитское, мнение таково, что подобное "расширение" взглядов (на разводы, аборты) противоречит учению Христа.
Тем не менее, если Вы считаете позицию автора правильной и соглашаетесь с ней по тем спорным пунктам, которые я привела, то хотелось бы привлечь к нашей дискуссии человека более осведомленного, чем мы, почему я и спрашивала мнение Вашего мужа. Было бы хорошо, если бы наши "опытные" форумчане тоже высказали свои мнения, - хочется прийти к верным выводам. Я ведь не просто свою точку зрения оправдываю, я хочу докопаться до правды 
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Быть христианином
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines