Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобномученица Мария (Скобцова), монахиня

Мария (Скобцова) (1891 - 1945), монахиня, поэтесса и автор религиозных статей, преподобномученица. Память 20 июля (Конст.).

В миру Скобцова Елизавета Юрьевна, урожденная Пиленко, в первом замужестве - Кузьмина-Караваева, родилась 8 декабря 1891 года в Риге в семье крымского помещика. Детство и отрочество прошло около Анапы. Там у ее отца, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. После смерти отца в 1906 г. семья переселяется окончательно в Санкт-Петербург, где Лиза поступает в частную гимназию. В 15 лет она стала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал Блок. Так завязалась дружба. Ей было 15 лет, а знаменитому поэту — 25. Впоследствии они долгие годы состояли в переписке.

По окончании гимназии поступила на философское отделение Бестужевских курсов [1].

В 18 лет вышла замуж за юриста, члена партии эсеров Д.В.Кузьмина-Караваева, близкого друга многих литераторов, ставшего впоследствии католическим священником. В период их недолгого брака Елизавета Юрьевна углубляется в религиозные поиски, в ней всё больше утверждается дух христианства.

Писала стихи и участвовала в литературной и художественной жизни Санкт-Петербурга, посещала «башню» В.Иванова и кружок А.Блока. В 1912 году издала свой первый сборник стихов.

Она расходится с мужем и в 1913 году уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу, где поселяется в семейном имении. Тут она переживает начало революции и встречается со своим будущим мужем — Даниилом Скобцовым.

До революции была членом партии эсеров, сочуствовала революционным событиям. В 1918 [2] году – была городской головой г. Анапы. В Москве участвовала на стороне эсеров в акциях против большевиков.

В марте 1919 года арестована на Юге белыми войсками и приговорена к двухнедельному заключению.

Эмигрировала через Тифлис в Константинополь с двумя детьми и Д.Е.Скобцовым, там вышла за него замуж. В Стамбуле у нее рождается еще одна дочь - Настя, которая умерла в возрасте двух лет.

В 1920 [3] году перебралась в Сербию.

В 1923 году вместе с семьей поселилась в Париже.

Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД), участница его первых съездов. В 1930 году избрана местным секретарем во Франции по работе во французской провинции.

С конца 20-х годов в Париже она стала помогать всем, кто нуждался в поддержке и помощи. Елизавета Юрьевна стала стремиться к монашеству как самоотверженному служению Господу и людям. Состояла в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского).

7 марта 1932 года получила церковный развод.

В марте 1932 года пострижена в монашество митрополитом Евлогием. При постриге получила имя в честь святой Марии Египетской.

В 1932 году основала в Париже общежитие для одиноких женщин (9, villa de Saxe). Через два года общежитие переехало на улицу Лурмель, д. 77.

В 1933 году - участница съезда РСХД в Эстонии. Была избрана секретарем Центрального секретариата РСХД по миссионерской и социальной работе.

В 1935 году дочь м. Марии Гаяна уехала в СССР и через два года умерла в Москве от дизентерии.

27 сентября 1935 года вместе с Г.П.Федотовым, И.И.Фондаминским и Ф.Т.Пьяновым основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам "Православное дело".

В 1935 году совместно с Ф. Т. Пьяновым и священником Михаилом Чертковым основала "Дом отдыха" для выздоравливающих туберкулезных больных в местечке Нуази-ле-Гран, а в 1936 году открыла, тоже с помощью Ф. Т. Пьянова, дешевое общежитие в особняке № 43 на ул. Франсуа Жерар (в 16 округе Парижа), ставшее филиалом центрального общежития на ул. Лурмель. Основала в Париже столовую для безработных.

Тогда же, в 1936 году при общежитии на ул. Лурмель была устроена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а зимой 1936 – 1937 гг. - миссионерские курсы.

Посещала в больницах душевнобольных.

После начала Второй мировой войны принимала участие в деятельности французского Сопротивления. С началом оккупации Парижа дом, который она основала на ул. Лурмель, 77, становится одним из штабов Сопротивления, центром антифашистской деятельности в Париже. В нем жили бежавшие из плена советские солдаты, посылались посылки, деньги, устраивались побеги. Душой лурмельского комитета была мать Мария.

9 или 10 февраля 1943 года вместе с о.Дмитрием Клепининым была арестована фашистами и содержалась в концлагере у форта Романвиль, затем в Компьенском лагере, а оттуда была увезена в Германию в Равенсбрюк. О. Димитрий и ее сын Юрий Скобцов были отправлены в Бухенвальд.

Казнена 31 марта 1945 года в концентрационном лагере Равенсбрюк в газовой камере. Существует несколько версий ее гибели. По одной из версий, мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами женщин. По другой, она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так очень ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру.

В 1985 году мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание "праведник мира" [4].

В 1992 году в селе Юровка под Анапой, на могиле предков матери Марии, произошло символическое захоронение праха из концлагеря Равенсбрюк.

9 февраля 2003 года на месте бывшего общежития матери Марии – дома «Православное Дело» – была установлена мемориальная доска [5].

16 января 2004 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил мать Марию к лику святых.

Она была поэтом, художником, философом, прекрасно вышивала. Но, приняв монашеский постриг, весь талант своей души, все свои силы и любовь посвятила помощи ближним и обездоленным.

По оценке Николая Бердяева: "В личности м. Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах — обращённость к миру, жажда облегчать страдания, жертвенность, бесстрашие."

Награды

- орден Отечественной войны II степени (7 мая 1985 года, указом Президиума Верховного Совета СССР) [6]

Сочинения

Жатва Духа: В 2 книгах. - Париж, 1927 (2-е издание - Скобцова Е. Ю. (Мать Мария). Жатва Духа. -Томск: Водолей, 1994).
А. Хомяков - Париж, 1929. 61 с.
В. Соловьев - Париж, 1929. 50 с.
Достоевский и современность - Париж, 1929. стр. 74
Мать Мария: Стихотворения, поэмы, мистерии, [статьи], воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк - Paris: La Presse francaise et etrangere, [1947]. 165 с.
Стихи - Париж, 1949. 99 с.
Мать Мария (Скобцова): Воспоминания, статьи, очерки [В 2 томах]. -Париж: YMCA-Press, 1992.
Стихи - М.: Петрополис, 1994.
Равнина русская Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. - СПб.: Искусство-СПб, 2001. 767 с.
Избранное - М.,1991.
Типы религиозной жизни - М., 2001
Наиболее полный обзор библиографии матери Марии можно найти в книге Е. Ю. Кузьмина-Караваева (Мать-Мария): Библиографический указатель / В серии "Знаменитые эмигранты Росии". - СПб.: ИКЦ-Русская эмиграция, 2002, а также в книге А. Н. Шустова "Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)". -Томск: Водолей, 1994.
_____________
[1] Справочник Религиозная деятельность русского зарубежья, сайт Свято-Филаретовского института - http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=6761&page=1, а также о.А.Мень в своей лекции «Мать Мария» (см. http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc4_12.html) указывают, что Елизавета Пиленко – «первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно)». Но исходя из достаточно подробных биографических данных представленных на сайте Ксении Кривошеиной «Мать Мария» (см. http://mere-marie.com/life/letopis-zhizni-m-marii/) это вызывает сомнения

[2] по другим данным – в 1917

[3] по другим данным – в 1921

[4] В Париже пройдет круглый стол, посвященный памяти матери Марии (Скобцовой), 31 мая 2013 года, портал Седмица.Ru - http://www.sedmitza.ru/text/3752543.html
[5] М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны, страница сайта «Богослов.ру» - http://www.bogoslov.ru/text/2044123.html
[6] М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны , страница сайта «Богослов.ру» - http://www.bogoslov.ru/text/2044123.html


Источник: http://drevo-info.ru/articles/23242.html

 ←  Священномученик Димитрий (Клепинин), священник

Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский  →