Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский

Георгий (Конисский) (1717 - 1795), архиепископ Могилёвский, богослов, святитель
Память 24 июля (память прославления в 1993 году), 13 февраля (Белор. [1], Укр. [2], Греч. [3]) и в Соборе Белорусских святых

В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года [4] в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода.

В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки).

11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским).

С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии.

В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект.

В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов.

С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории.

В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита.

В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию.

20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.

Возрождение церковной жизни епархии вл. Георгий начал с религиозно-нравственного воспитания и просвещения духовенства и паствы. В 1757 г. при архиерейском доме была открыта типография, здесь, в частности, были изданы некоторые труды Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича): «Катехизис» (1757; сокращенный вариант с дополнениями еп. Георгия разослан приходским священникам), «De arte poetica» (1786) и др. В Могилёве были открыты школьные классы, в 1759 г. - духовная семинария при Преображенском монастыре. Отстаивая право на образование для всех слоев населения, еп. Георгий также открыл школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. Для пополнения состава духовенства ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении рукополагать русских подданных украинского происхождения или из пограничной Смоленской провинции, ходатайство было удовлетворено именным императорским указом от 25 января 1758 г. Одновременно святитель заботился о строительстве: при нем был освящен кафедральный Преображенский собор в могилёвском Преображенском монастыре (1762), сооружены здания консистории и духовной семинарии, ряд храмов. При строительстве нового архиерейского дома старый дом с землей был передан лютеранам. По инициативе еп. Георгия была приведена в порядок епархиальная документация, сформирован архив.

Защищая права православных, святитель неоднократно обращался за помощью в Святейший Синод и российскую Коллегию иностранных дел, собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных. На базе этих материалов издал справочную книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польск. языке). Ценность книги была отмечена Святейшим Синодом, впоследствии документы из «Архива Конисского» использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Святитель много проповедовал, в своих проповедях он не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".

В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения.

В 1762 году еп. Георгий был приглашен на коронацию имп. Екатерины II в Москву, 29 сентября произнес речь, в которой выразил тревогу за судьбу православных в Польше. Речь стала манифестом политической лояльности западнорусского духовенства к российскому правительству. Из Москвы святитель вместе с имп. двором переехал в Санкт-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европейских языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февраля 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католической партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. стал членом смешанного суда для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами», покровительства у святителя искали протестанты.

В 1768 г. переехал в Смоленск, откуда продолжал руководить паствой, посылая письма и наставления. В соавторстве со Смоленским еп. Парфением (Сопковским) составил пособие по вопросам канонического права, литургики, проповеди и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776; переведено на англ. язык).

Еп. Георгий приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от египетского рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, которую и возглавил святитель (с 10 января 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким).

Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно православной Церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника.

22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода.

Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях.

Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва.

Скончался 13 февраля 1795 года [5] в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:

Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седмисотый пятый девяностый.

Гробница вскрывалась в 1812 году французами и в 1875 году во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 году собор был уничтожен, могила утеряна.

Почитание святителя началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны.

5-6 августа 1993 года в Могилёве состоялось прославление святителя Георгия в лике местночтимых святых. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г.- акафист святителю. Ему посвящены храмы в Могилёве и Слуцке.

30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Георгия, архиепископа Могилёвского с включением его имени в месяцеслов [6].

Сочинения

Свт. Георгий оставил большое философское, литературное, историческое и эпистолярное наследие. В 1751 г. составил первый в России систематический курс богословия «Cristiana orthodoxa Theologia» (для Киево-Могилянской академии), присоединив к нему в качестве вводной части герменевтику и библиологию [7]. Определив задачи предмета, автор отделил богословие от философии (концепция двух истин), а также богословие догматическое от нравственного. Свою систему философии он изложил в двух курсах академических лекций: «Philosophia peripathetica» (1747; [8]) и «Philosophia juxta numerum quatuor facultatum quadripartita» (1749; [9]). Испытал влияние идей архиеп. Феофана (Прокоповича), а также некоторых раннепросветительских идей, по своим взглядам постепенно переходил от средневековой схоластики, опирающейся на систему Аристотеля, к латинско-протестантской системе (по учебнику Ф. Х. Баумейстера), большое значение придавал трудам отцов Церкви. Соответственно менялось и преподавание в академии, его курсы оказали значительное влияние на развитие русской философии. Разделял философию на логику, физику, метафизику и этику. Выделял в процессе познания три ступени: чувственное восприятие, формирование интеллектом понятия об объекте и суждение. Считал задачей человека познание окружающего мира, значительное место в жизни общества отводил просвещению и науке. Выдвигал идеи единства мира, в основе которого лежат материя, форма и «лишение формы» (способность тел к изменению), неуничтожимости материи. В статье-ответе на «Письмо г. Вольтера к учителям Церкви и богословам» (ок. 1790; опубл.: Домашняя беседа. 1867. № 46-48) полемизировал с вольтерьянством. Близко к философским работам примыкает его дневник «Мысли».

Святитель являлся автором курса лекций по пиитике «Правила поэтического искусства...» (1746), ориентировался не на латинско-польские основы, а на русскую литературу и язык «по образцам ломоносовским». Сам переводил псалмы на русский, польский языки и латынь, писал стихи, драматические произведения, переходил от силлабической поэзии к тонической. Его драма «Воскресение мертвых» была поставлена в Киево-Могилянской академии в 1747 г. Составил курс лекций по риторике, отказался от господствовавшего в южнорусской проповеди XVIII в. латинско-польского влияния, вместо отвлеченных мудрствований и внешнего блеска риторики сделал акцент на логичности и назидательности проповеди, ее доступности простому народу. Ему принадлежат яркие проповеди и речи на нравственные и политические темы. Ему часто приходилось полемизировать с католическими проповедниками. Современники считали святителя «неподражаемым» проповедником, А. С. Пушкин называл его «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия». Наряду с достоинствами историки отмечают и недостатки проповедей святителя: отсутствие «глубины мысли, тонкости анализа», вульгарные каламбуры и шутки, необоснованные перенесения реалий библейской истории в совр. контекст и др. [10]. Рукописные сборники проповедей [11] распространялись среди белорусского духовенства, первое прижизненное издание (1761) было утрачено. В связи с различными политическими событиями святитель обращался с речами к Екатерине II, внес вклад в формирование идеологии «просвещенного абсолютизма».

Исторические труды святителя созданы с привлечением широкого круга источников. «Историческое известие о епархии Могилевской...», написанное после 1774 г., представляет собой краткую историю западнорусских православных епархий. Другой исторический экскурс приведен в «Записках... о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской Церковью» (1792). Святитель Георгий пропагандировал необходимость объединения трех братских народов, русского, белорусского и украинского, в составе Российской империи. В XIX в. ему ошибочно приписывали кн. «История руссов» (опубл.: ЧОИДР. 1846. № 1-4. Отд. 2), в которой содержится краткий очерк истории Украины.

________________
[1] "Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский", страница официального сайта Могилёвской и Мстиславской епархии, http://mogeparhia.by/svyatyni/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8...B8/.

[2] Православний Церковний Календар 2015. - Київ: Українська Православна Церква, 2014. - С. 35, 131

[3] Греч. Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2124/sxsaintinfo.aspx
[4] В Православной Энциклопедии указана дата рождения: 9(20).11.1717

[5] В Православной Энциклопедии указана дата кончины: 2(13).02.1795

[6] "Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых", официальный сайт Московского Патриархата, 30 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5074538.html
[7] ркп. см.: НБУВ ИР. ДА/п. 90, 91, 207; описание см.: Макарий (Булгаков), иером. История КДА. СПб., 1843. С. 141-142

[8] ркп. см.: РГБ ОР. Ф. 152. № 130

[9] пер. на укр. язык опубл.: Георгiй Кониський. Фiлософськi твори. К., 1990

[10] Поторжинский М. А., прот. История рус. церк. проповеди. К., 1901. С. 514-515

[11] см.: НБУВ ИР. ДА/п. 309

Источник: http://drevo-info.ru/articles/13671899.html

 ←  Преподобномученица Мария (Скобцова), монахиня

Икона Божией Матери "Одигитрия" Устьнедумская  →