Икона Божией Матери "Одигитрия" Устьнедумская
Одному поселянину Пошехонского уезда, Шекинской веси (села), пятидесятилетнему старцу Леониду, было во сне откровение, которым повелевалось ему немедленно идти в Моржегородскую Николаевскую пустынь, находившуюся на реке Северной Двине, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее в Сольвычегодский уезд, на реку Лузу, к Туриной горе, и здесь, выстроив храм во имя этой иконы, остаться жить. Старец, считая это видение за простой сон, не обратил на него серьезного внимания. Он пошел не в то место, которое было указано ему в откровении, а в Новгородский Кожеезерский монастырь Неопалимой Купины и, постригшись здесь в 1603 году, прожил в этом монастыре целый год. Отсюда он перешел в Соловецкую обитель, в которой пробыл три года. Зесь прежнее видение повторилось ему снова. Тогда, признав в нем волю Божию, он отправился в указанную ему Николаевскую Моржегородскую пустынь и после годового подвига в этом монастыре открыл игумену свое видение.
Получив от него икону Божией Матери Одигитрии, он отправился в назначенное место к реке Лузе и поселился там близ Туриной горы, при реке Якутице, устроив себе хижину из хвороста. Притесняемый тамошними жителями, он отошел оттуда далее и построил себе келью и часовню. Получив затем от Ростовского митрополита антиминс и посвящение в сан иеромонаха, он выстроил здесь деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1608 году и поставил там икону Богоматери Одигитрии. Но низкое положение места, выбранного им, заставило его перенести монастырь отсюда на один мыс над Черным озером, при реке Недуме. От этого обитель, основанная Леонидом, стала называться Устьнедумскою. Такое же наименование получила и находящаяся в ней икона Богоматери.
Один из преемников Леонида, игумен Дионисий, выстроил холодную церковь в честь иконы Одигитрии, освященную 31 мая 1678 г.
Устьнедумский монастырь находился в Устюжском уезде Вологодской епархии. Монастырь просуществовал недолго, после упразднения главный храм, выстроенный в XVIII веке, стал действовать как приходская церковь.