Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобная Феодора (Богдана) Сихловская (Сихлинская), Карпатская

Феодора (Богдана) Сихлинская (Сихловская), Карпатская (сер. XVII в. - первое десятилетие XVIII в.), преподобная [1]. Память 7 августа и в Соборе Молдавских святых.

Родилась в середине XVII столетия в селе Вынэторь в Молдавии, в семье благочестивых христиан. Отец ее, Стефан Жолдя Армаш, занимал воинскую должность, о чем говорит последняя часть его имени: отвечая за охрану большой Нямецкой крепости, он был, одновременно, армашем - хранителем оружия. Имя матери, которая занималась воспитанием в страхе Божием двух дочерей Феодоры и Маргьолицы и домашним хозяйством, для потомков не сохранилось. Меньшая дочь вскоре умерла, а старшая Феодора была обручена против ее воли с благочестивым юношей из города Измаила. У молодой супружеской четы не было детей, и Феодора, душа которой пламенела любовью к Господу, возымев стремление к чистому и непорочному житию и полному преданию себя воле Божией, твердо решила принять монашеские обеты. Великие отшельники, издревле подвизавшиеся на горах и в долинах Нямецкого края, давние наставники Феодоры и ее духовник, зная ее благочестивый нрав и ревность к тайной молитве, благословили ее на отшельническое житие.

Феодора приняла монашеский постриг в скиту Вэрзэрешть в горах Вранча, а спустя два года ее муж Елевферий стал иноком в Мерлополянском скиту, позднее - иеромонахом. Так Господь направил обоих по пути святости и спасения. В скиту все инокини подвизались с особой ревностью, но новоначальная Феодора превосходила всех в молитвенном делании, в смирении и духовных трудах.

Прошло несколько лет. Окрестности Бузэу подверглись опустошительному набегу турок, которые предали огню и скит Вэрзэрешть. Насельницы рассеялись по окрестным лесам, и Феодора укрылась в горах Вранча вместе со своей духовной наставницей схимонахиней Паисией. Там, хранимые Господом, они пребывали в посте и молитве, испытывая многие напасти от бесов, претерпевая всяческие лишения, голод и холод. Когда скончалась старица - около 1670-1675 года, - Феодора, следуя откровению, полученному от Господа, оставила место своих прежних подвигов и отправилась в Нямецкие пределы в непроходимые леса, намереваясь продолжить подвижническую жизнь в окрестностях монастыря Сихэстрия и скита Сихла. Но прежде она посетила Нямецкий монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери. Настоятель обители направил ее в монастырь Сихэстрия. Его настоятель иеросхимонах Варсонофий благословил инокиню Феодору находиться в послушании отца Павла. Он и привел ее в леса, что окружают скит Сихла и сказал, что, если сможет она вынести суровое пустынное жительство, неизбежные лишения и зимнюю стужу, то следует ей подвизаться здесь до самой смерти. Если же не хватит на это сил, то пусть возвращается тогда в монастырь.

Подвиг в Сихлинских лесах

Так Феодора оказалась в лесах Сихлы, где некий подвижник отшельник уступил ей свою келью. Близ нее располагалась пещера, впоследствии названная именем святой. Там и подвизалась она с великим мужеством много лет, пребывая в посте и молитве ночи напролет, проливая покаянные слезы и совершая тысячи земных поклонов, пребывая вдали от мира. Один только отец Павел, ее духовник, изредка навещал ее, приносил все потребное, духовно укреплял, исповедовал и причащал Святых Таин.

Пришел час, когда в небольшой пустыннической келье недалеко от Сихлы почил ее духовник. И осталась Феодора в полном одиночестве, поскольку никто не знал места, где проводила она подвижническую жизнь. Со временем одежда на ней истлела, пищей ей служил лишь щавель, лесные ягоды и орехи. В этом училище тишины и трудов приобрела святая Феодора дар пламенной молитвы, рождавшейся в сердце, дар слез и терпения, и наполнилась ее душа любовью к Богу. Теперь не мучил ее больше ни холод, ни голод, и дьявол уже не мог одолеть ее, потому что снискала она дар чудотворений и была подобна блистающему алмазу в горах Сихлы, забытая людьми, но пребывая под защитой самого Господа.

Вновь в страну вторглись турки, грабили монастыри и села; и дошли они до Сихлы, но святая Феодора укрылась в пещере. Когда турки добрались до укрытия святой, взмолилась она к Богу о спасении из рук неверных. В тот же миг произошло чудо: раскололось скала в основании пещеры, что видно и по сей день, и Феодора, укрытая скалой, была спасена от смерти. В этой пещере подвизалась святая Феодора до конца своих дней. Молилась она Богу непрестанно тайной молитвой сердца, и лицо ее просветлялось, и тело ее поднималось над землей, подобно тому, как это происходило со святой Марией Египетской. Как с пророком Илией, время от времени птицы небесные, по воле Божьей, приносили святой в клювах крохи хлеба, оставшиеся от трапезы в ските Сихэстрия. Воду же она находила в углублении в скале, которое и поныне зовется «Колодец святой Феодоры».

Приблизившись к концу земной жизни и чувствуя, что призывает ее Христос в свои небесные обители, где обретают покой и отраду все святые, взмолилась святая Феодора со слезами к Богу, чтобы послал Он ей священника, который причастил бы ее Святых Таин Христовых. И вот, по велению свыше, настоятель Сихэстрии, заметив, что птицы подбирают остатки хлеба с трапезы и улетают с ним в направлении скита Сихла, послал двух братьев, чтобы те узнали, куда они его уносят. Ведомые Богом, иноки подошли уже ночью к пещере святой Феодоры и увидели святую в молении с воздетыми к небу руками, окруженную светом подобно горящему огню. Тогда, устрашившись, иноки громко возопили, а святая Феодора, обратившись к ним по имени, попросила у них какую-либо одежду, чтобы укрыть свою наготу, и затем пойти в Сихэстрию и привести священника-духовника, чтобы можно было ей причаститься Святых Тела и Крови Христовых.

Инокам освещал путь свет с неба, и они быстро дошли до обители, и утром привели к пещере иеромонаха Антония и иеродиакона Лаврентия со Святыми Дарами. После исповеди, рассказав все о своем житии, трудах и искушениях, святая Феодора произнесла Символ веры и приобщилась Святых Таин, и, возблагодарив Бога за все, предала свою душу в руки Господа. Преставилась великая подвижница в первом десятилетии XVIII века. Святую отпели, и тело ее было погребено в пещере.

Мощи и почитание

Весть о ее преставлении быстро разнеслась по окресным землям и люди стали приходить отовсюду поклониться ее могиле. Ее мощи сохранялись нетленными и были отмечены многими чудесами. Кто целовал мощи, кто прикасался к мощевику, кто умывался в источнике - все уповающие на ее заступничество получали исцеление и утешение.

Бывший муж святой Феодоры, иеромонах Елевферий, услышав о том что она подвизалась под Сихлой, отправился туда. Он нашел ее пещеру вскоре после ее погребения.

Печалясь о любимой жене, Елевферий не возвратился в свою обитель, но устроил для себя маленькую келлию у подножия Сихлинских утесов. Он прожил тут около десяти лет, постясь, молясь, и литургисая, прежде чем скончался. Погребли его тут же, на кладбище отшельников, и на месте его могилы был построен Иоанно-Крестительский скит.

В 1830 году молдавский господарь Михаил Стурдза провел в скиту Сихла восстановительные работы; мощи святой Феодоры были взяты из пещеры и помещены в драгоценную раку в скитском храме для всеобщего поклонения. Затем, когда в поместье господаря в селе Миклэушень близ Ясс возвели новую церковь, то в нее были перенесены мощи святой, и много людей приходили сюда поклониться им и получали помощь преподобной Феодоры. В 1856 году мощи святой были перенесены в Киево-Печерскую Лавру [2], где и покоятся ныне, и где за святой укрепилось наименование блаженной Феодоры Карпатской.

20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви канонизировал святую Феодору и установил праздновать ее память 7 августа.

7 марта 2018 года синодальным решением её имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви в числе имён других святых, прославленных Румынской Православной Церковью [3].
_____________
[1] До прославления Румынской Православной Церковью, за святой в России установилось наименование блаженной.

[2] Так по данным http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/sviatie_na_karte_mira/prepo...tml. На странице сайта Православной Церкви Америки - между 1828 и 1834 годами. См. http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?FSID=149013

[3] "Журнал № 8", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 марта 2018 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 7 марта 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5158123.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1930.html

 ←  Святитель Арсений Элассонский, Суздальский, архиепископ

Преподобный Дионисий Малый  →