Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Константин (Жданов), пресвитер

Константин Дмитриевич Жданов (1875 - 1919), священник, священномученик. Память 16 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Белорусских святых.

Родился 22 марта 1875 года в местечке Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии в семье священника Димитрия Владимировича Жданова. Мать Константина, София, занималась воспитанием детей и пела в церковном хоре. В семье Ждановых родилось девять детей. У Константина было четыре брата: Владимир (род. 1873), Иван (род. 1878), Ювеналий (род. 1886), Александр (умер во младенчестве) и четыре сестры: Надежда (род. 1876), Вера (род. 1881), Любовь (род. 1888) и Мария (род. 1890).

В 1892 году поступил в Виленскую духовную семинарию.

Спустя два года в связи со смертью матери он вынужден был оставить учебу. В 1895 году Константин устроился работать на Полесскую железную дорогу, чтобы помогать отцу содержать многочисленную семью. Тогда младшей сестре Марии не было еще и пяти лет, а старшая Надежда только окончила гимназию.

С сентября 1898 по апрель 1900 года Константин состоял на службе в Полтавском отделении государственного банка. Находясь вдали от родительского дома, он не раз приезжал навещать своего отца, братьев и сестер, о которых всегда проявлял самую нежную заботу.

В 1900 году Константин Дмитриевич женился на Анне Степановне, дочери служащего.

Вскоре, успешно сдав экзамены по богословским наукам при Литовской духовной консистории, Константин Жданов был возведен в сан диакона и определен к церкви деревни Юдищено Дисненского уезда. Однако его служение в Юдищено оказалось непродолжительным. Получив скорбное известие о смерти отца, диакон Константин подал прошение о перемещении на Старо-Шарковщинский Успенский приход, чтобы иметь возможность заботиться о своих младших, еще несовершеннолетних, братьях и сестрах. 1 апреля 1900 года прошение было удовлетворено резолюцией архиепископа Литовского Ювеналия (Половцева).

30 апреля 1900 года был рукоположен во священника епископом Ковенским Михаилом, викарием Литовской епархии, в Ковенском Петро-Павловском соборе, и был назначен настоятелем Успенского храма в местечке Шарковщина.

Матушка Анна во всем была опорой для своего супруга. С любовью и нежностью она относилась к младшим братьям и сестрам отца Константина, словно они были ее детьми. Пела в церковном хоре, принимала участие в жизни прихода.

В 1901 году отец Константин и старошарковщинские прихожане обратились с письменным прошением к архиепископу Литовскому и Виленскому Ювеналию о выделении денег на постройку нового храма на месте старого, пришедшего в ветхость (действовавшего с 1639 года), но строительство отложили.

В 1901–1902 годах стараниями отца Константина на собранные им средства были выстроены два причтовых дома (один – для священника, другой – для псаломщика и приходских нужд), сохранившиеся до настоящего времени.

В 1902 году у отца Константина родился сын Георгий.

В 1904 году отец Константин был назначен законоучителем Ждановского народного училища.

В том же году матушка Анна умерла в возрасте двадцати семи лет. На руках отца Константина остались, кроме осиротевшего двухлетнего сына Георгия, ещё не достигшие совершеннолетия родные брат Ювеналий и сёстры Любовь и Мария.

После смерти матушки Анны за хозяйством стала смотреть их прежняя домоправительница Шабловская Мария Леонтьевна, которая проживала в их семье ещё при отце Димитрии Жданове. По её словам, Ждановы были скромными, красивыми душой и лицом людьми. Отец Константин Жданов был талантливым проповедником и прихожане, стараясь не пропустить ни одного слова, с большим вниманием слушали его поучения. Он очень любил детей, и особое внимание проявлял к сиротам, помогал всем обездоленным и убогим, и за исполнение треб не только не брал с них никакой платы, но и сам старался снабдить их всем необходимым. Отец Константин никогда не отказывал просящим у него и при первой возможности помогал нуждающимся. Имеются документальные свидетельства, что для детей сирот отец Константин устроил два приюта.

Вопрос о финансировании строительства нового храма оставался открытым в течение нескольких лет. Только в 1906 году было получено архиерейское благословение от архиепископа Никандра на формирование строительного комитета под председательством иерея Константина. В 1907 году последовало разрешение императора Николая II и Литовской духовной консистории на возведение нового храма.

В марте 1908 года старошарковщинские прихожане смогли приступить к разборке обветшалой церкви, на месте которой предполагалось начать строительство. 3 июля 1908 года была совершена закладка нового храма Дисненским благочинным священником Николаем Рафаловичем.

После разборки старой церкви (с апреля 1908 года) и до времени освящения новой (13 ноября 1912 года) богослужения совершались в доме священника. Отец Константин собирал пожертвования на постройку церкви и среди своих знакомых заводских рабочих и прихожан, которые находились на заработках в городе. Для сбора средств на иконостас священник специально выезжал в Москву, где посещал дома купцов и других состоятельных людей. Собранных таким образом средств оказалось достаточно, чтобы устроить великолепный с золочёной отделкой иконостас, который находится в храме и поныне. Помимо денежных средств, необходимых для возведения нового храма, из Москвы отец Константин привёз много разных вещей из церковной утвари и ризницы. Пожертвованы были московскими купцами несколько икон, а также в Москве изготовили кипарисный престол и жертвенник на деньги благотворителей.

В 1908 году о. Константин назначен законоучителем Сосновского и Григоровщинского народных училищ.

13 ноября 1912 года состоялось освящение новопостроенной Свято-Успенской церкви, храм освятил Дисненский благочинный священник Николай Рафалович в сослужении отца Константина Жданова. В память о завершении строительства и о трудах, понесенных настоятелем иереем Константином, в храме и до настоящего времени хранится икона равноапостольного царя Константина. Она имеет особую дарственную надпись следующего содержания: «Сия икона сооружена нами, прихожанами Старо-Шарковщинской церкви, в благодарное и молитвенное воспоминание нам и нашим потомкам о нашем настоятеле – священнике отце Константине Дмитриевиче Жданове, соорудившим нам сей храм своими заботами и трудами на пожертвования благотворителей, главным образом Московских. Сооружена икона в 1912 году ко дню освящения храма».

В мае 1919 году о. Константин был арестован большевиками, когда возвращался домой после совершения требы. Узнав об аресте своего пастыря, прихожане пытались спасти его: просили отпустить, предлагали выкуп. Однако их усилия оказались тщетными. Власти решили расстрелять священника, но, опасаясь народного возмущения, отправили его в Дисну (50 км. от Шарковщины).

Вместе с отцом Константином под арестом содержался и священник Язненской церкви Михаил Синявский, который впоследствии чудом остался в живых. Он свидетельствует:

"Ночью, поиздевавшись над заключёнными, их предали смерти. Среди обречённых на казнь был и отец Константин Жданов. Женщин, которые были вместе с ними, конвоиры расстреляли около Дисны, а священников повели дальше, кустами. Все трое конвоиров были пьяными: Фома Ботвиненок, Александр Липский и Михаил Ваштай. Я предложил отцу Константину бежать, но он на это предложение ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлёт, то и буду терпеть».

После этого священник Михаил Синявский спрятался в кустах, а отца Константина конвоиры заставили выкопать себе могилу и затем бросили его туда. Священник, встав на ноги, из могилы начал уговаривать конвоиров не совершать грех смертоубийства. В ответ на уговоры священника конвоиры стали бить его лопатой по голове, по рукам, отсекли ухо, рвали на голове волосы. Потом убийцы спросили, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин попросил разрешения помолиться. Ему позволили. После молитвы конвоиры оглушили отца Константина и упавшего на дно ямы священника забросали землёй.

Прихожане не сразу узнали о смерти священника и все еще собирали подписи под новой петицией в его защиту. Мария Шабловская, которая была домохозяйкой у отца Константина, вскоре повезла прошение в г.Дисну и там узнала о случившейся трагедии. Тогда трое верующих – Мария, Иван (отец нынешнего казначея церкви в г. Дисне Любови Атрахимович) и Григорий Вишневский (отец дисненского прихожанина Геннадия Вишневского) извлекли из могилы тело священника. Оказалось, что отец Константин сразу не умер: когда его ранили, оглушили и забросали землёй, то он пришел в сознание и пытался выбраться из могилы - это было видно по положению тела. До поверхности оставалось совсем мало, однако не хватило сил и воздуха.

Отец Константин был убит 29 апреля 1919 года неподалеку от города Дисны.

15 июня 1919 года на общем собрании коммунистов Литвы и Белоруссии, созванного по инициативе Виленского губвоенкома выяснилось, что:

"… во время подхода к Дисне [польских] легионеров местной организацией были мобилизованы коммунисты и создан отряд, который перешел в распоряжение военных властей … потом этот отряд отзывают гражданские власти … дисненские «коммунисты» выносят постановление, чтобы отозвать с фронта коммунистов, а красноармейцев оставить. … После ареста членов исполкома выяснилось много делишек: без всяких приговоров расстреливали многих … только по личным счетам. Расстреливали попов, контрреволюционеров … с заложников брали взятки и освобождали их … Взяли человека и ведут расстреливать, он дает 15 000 рублей и его освобождают … В Дисне ответственные работники не на высоте. У них нашли и самогонку, и мануфактуру, и все, чем старались запастись и обеспечить себя … Любимые слова: «бандиты» и «стрельнуть» с языка диктатора [уезда] не сходили … Не все расстрелы санкционировались [партией] … Довели население до отчаяния".

24 июня 1919 года состоялось общее собрание членов Дисненской организации коммунистической партии Литвы и Белоруссии, на котором обсуждался вопрос о вскрытии могилы семи человек, расстрелянных бывшим Дисненским исполкомом. Следственная комиссия выдала тела погибших их родственникам без разрешения парткома и ревкома. Было решено:

«Категорически протестуя против необдуманной выдачи тел расстрелянных без предварительного обсуждения этого вопроса в Партии и Ревкоме, предлагается, во избежание возможности вредной агитации среди населения, принять самые энергичные меры к тому, чтобы при погребении выданных следственной комиссией тел не наблюдались никакие демонстрации, процессии и т.д. Следить за тем, чтобы не было никаких эксцессов».

Отец Константин был погребен с почестями 25 июня 1919 года в склепе под алтарем Дисненской кладбищенской Одигитриевской церкви. В память о своём настоятеле прихожане поместили на стене Свято-Успенского храма м.Шарковщина его портрет, выполненный на основе сохранившейся фотографии.

Мощи и почитание

На протяжении всего этого времени православные Шарковщины и Дисны, знавшие о праведной жизни и мученической кончине отца Константина, почитали его как священномученика. Верующие неоднократно ходатайствовали перед епархиальными архиереями о его церковном прославлении. В течение многих лет собирались необходимые материалы.

20 августа 2008 года, по благословению архиепископа Полоцкого Феодосия, нетленные мощи священномученика Константина были извлечены из-под спуда и перенесены в Воскресенский храм города Дисны.

В 2009 году на Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви было принято решение о церковном прославлении иерея Константина Жданова.

В связи с готовящейся канонизацией иерея Константина его честные останки в декабре 2010 года были доставлены в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, где совершалось их переоблачение и освидетельствование. В Полоцкой обители мощи священномученика пребывали до дня его церковного прославления.

4 июня 2011 года в древнем храме Воскресения Христова города Дисны Витебской области состоялась божественная литургия и чин канонизации священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, в лике местночтимых святых Полоцкой епархии, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской [1].

Молитвословия

Тропарь, глас 8


Верою и благочестием измлада воспитан,/добрый пастырь явися порученному стаду,/ во иереех мученик Твой, Господи, Константин,/ храм и приход непорочны в руце Твоей положи:/ ихже спасай всегда в мире,// молитвами Богородицы, Eдине Человеколюбче.

Кондак, глас 6

Блажен путь, имже шествовал еси, отче Константине,/ званию своему достойно служение совершая,/ от безбожных поругание и смерть приял еси,/ мученическим венцем украсився/ и цельбо носными мощами освятив землю Полотскую,/ за град и люди ходатай верен пребываеши;/ молися Богу о всех почитающих тя.

Величание

Величаем тя,/ святый священномучениче Константине,/ и чтим честная страдания твоя,// яже за Христа претерпел еси.


Награды:

- набедренник (1908)
- скуфья (1912)
- камилавка (1914)
- медаль "В память 25-летия церковно-приходских школ".
______________
[1] "Журнал № 17", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 11 марта 2020 года, 11 марта 2020, http://www.patriarchia.ru/db/text/5605040.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17796.html

 ←  Священномученик Сергий (Дружинин), епископ Нарвский

Священномученик Николай (Околович), пресвитер  →