Рождественский (Филиппов) пост
Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) — пост, установленный в честь Рождества Христова в восточной христианской традиции. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).
По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Древнерусское народное название рождественского поста — Корочун[1]. Новгородская первая летопись содержит древнейшее письменное упоминание календарного праздника Корочуна:
«Въ лѣто 6651. Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде, сено и дръва разнесе; озеро морози въ нощь, и растьрза вѣтръ, и вънесе въ Волхово, и поломи мостъ, 4 городнѣ отинудь безнатбе занесе. Въ то же лѣто оженися Святопълкъ Новгородѣ, приведе жену из Моравы, межи 13 Рожествомь и Крещениемь»[2]. По предположению Карамзина, такое название происходит из-за коротких дней в этом посту[3].
История
Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня.
А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Уже преподобный Эгберт Ратмельсигийский в конце VII-начале VIII века постился "в течение сорока дней перед Рождеством" [11]. Такой же срок встречается в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита в IX веке [12].
Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хрисовергом в середине XII века, когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней.
Армянская апостольская церковь (ААЦ), после Четвёртого Вселенского собора не состоящая в общении с Восточным православием, до сих пор держит пост в течение семи дней. ААЦ, относящаяся к группе древневосточных церквей, совместно отмечает праздники Рождества Христова и Богоявления. Начинается пост 30 декабря, заканчивается 5 января[5] вечером в сочельник, когда в церквях закончится рождественская литургия и начнут разносить и передавать благую весть Рождества, а люди — приветствовать друг друга словами «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»[4]
В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января)[6] включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.
Предписания о трапезе
По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр.
Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.
В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется [13].
В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.
Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.
Богослужение
На пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней (все дни: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 16, 18 и 19 декабря) Устав предписывает петь «Аллилуйя или тропарь», что означает: если в указанные дни не будет праздника, предпразднства или попразднства, а также если такой день не случится в субботу или Неделю (воскресенье), то на утрене вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуиа» и «все возследование с поклоны на молитве Ефрема Сирина, якоже и в великую четыредесятницу»[10].
Такой же порядок службы предусмотрен Уставом на первый день поста — 15 ноября, если он не приходится на субботу или Неделю.
В современной приходской практике Русской Православной Церкви исполнение данного указания Устава оставляется на усмотрение настоятеля, и обычно в указанные дни богослужение отправляется по вседневному, а не великопостному чину.
____________
Примечания
[1] Корочун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
[2] Зиборов В. К. 3. Новгородская первая летопись старшего извода (1136—1177 гг. 1200—1247 гг.) // «История русского летописания XI—XVIII вв.». Часть II
[3] Срезневский, Измаил Иванович. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам : труд И. И. Срезневского. - Санкт-Петербург : издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1890—1906. — 32 см. Т. 1: А — К. — 1893. — IX, 1420 стб., 49 с./ стб. 1291.
[4] Семидневный Рождественский пост начнётся в среду в Армении. Рождество Христово отметят 6 января. Пресс-центр АМИ «Новости-Армения», 30.12.2009.
[5] Петросян Е. Армянская апостольская Святая церковь.
[6] В Церквах, придерживающихся новоюлианского (григорианского) календаря, — с 15 ноября по 24 декабря по новому стилю.
[7] Календарь постов и трапез Архивная копия от 22 сентября 2010 на Wayback Machine на сайте «Православие и современность».
[8] Устав 14 ноября и 33 глава.
[9] М. Скабалланович. Приготовление к празднику Рождества Христова. Рождественский (или Филиппов) пост.
[10] Устав 14 ноября.
[11] Прп. Беда Достопочтенный, "Церковная история народа англов," кн. 3, гл. XXVII, http://readr.ru/beda-dostopochtenniy-erlihman-cerkovnaya-ist...=27
[12] Успенский Н. Д., "История и значение праздника Рождества Христова в древней Церкви," Успенский Н. Д. Православная литургия: историко-литургические исследования: в 3 т., М., 2007, т. 3, 238.
[13] Здесь приведен монашеский устав поста, для мирян правила менее строгие