Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Благоверная княгиня Ксения Юрьевна, Тверская

Ксения Юрьевна (в монашестве Мария) (+ 1312), княгиня Тверская, вторая жена вел. кн. Владимирского Ярослава Ярославича, мать блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской, святая благоверная. Память 24 января и в Соборе Тверских святых.

Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина, считают Ксению Юрьевну дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в начале 1265 года в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: "...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя". Согласно позднейшей "Повести о тверском Отроче монастыре" (вторая половина XVII века), Ксения Юрьевна была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с Ксенией Юрьевной был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.).

Ксения Юрьевна покинула родной город, видимо в 1268 году, когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом Ксения Юрьевна родила двух дочерей.

В конце 1271 года на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. Ксения Юрьевна и первый Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 года Ксения Юрьевна родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 ноября). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча монастыря Александром), Ксения Юрьевна принимала активное участие в воспитании сына: "Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости".

После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок Ксении Юрьевны. В 1282 году Ксения Юрьевна выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 года.

В 1285 году на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287 году). После кончины еп. Симеона в 1289 году "княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны" выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление.

В 1293 году приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 годах, говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре арх. Михаила, "поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих".

Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжна Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 года. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями.

В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на княжне Анне - 21 ноября 1294 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена.

Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 году митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны ("аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть"). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I, написанном в 1310/11 году по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. "боголюбивую мать" князя, не называя ее монахиней.

Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке "Хроники" Георгия Амартола конца XIII - начала XIV в.. Княгиня представлена в мирской одежде.

Ксения Юрьевна скончалась в 1312 году в Твери и была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).

Почитание

Местное почитание Ксении Юрьевны началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 году кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи (+ 1326), внука Ксении Юрьевны, ставшего тверским князем в 1318 году: "Не даваитеся в бестрашие (Бога.- ред.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым".

Ксения Юрьевна упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери. Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы.

В службе кн. Михаилу Тверскому Ксении Юрьевне посвящены песнопения в 1-м каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: "От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя". Песнь 8, 3-й тропарь: "Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу". По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. кн. Ольге.

В 1765 году ректор Тверской духовной семинарии архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского, в которой пересказал "Повесть об Отроче монастыре" и много внимания уделил Ксении Юрьевне, назвав ее "утешение граду и всему отечеству покров и надежда".

Имя блгв. кн. Ксении Юрьевны упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным.

Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа Ксения Юрьевна.

Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым.

В начале XXI века тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки Ксении Тверской; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие, а также службу, акафист и молитву блгв. княгине (не опубл.).

Использованные материалы

Г. С. Гадалова, Э. П. Р. "Ксения Юрьевна" // Православная энциклопедия, т. 39, с. 194-196
http://www.pravenc.ru/text/2462131.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13679767.html

 ←  Рождественский (Филиппов) пост

Преподобная София Шамординская (Болотова)  →