Преподобная София Шамординская (Болотова)
Схимонахиня София (София Шамординская в миру София Михайловна Болотова; 16 (28) июня 1845, Санкт-Петербург — 24 января (5 февраля) 1888, Шамордино, Козельский уезд, Калужская губерния) — схимонахиня Русской Православной Церкви, первая настоятельница Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине (1884—1888). Прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
Правнучка А. Т. Болотова и сестра Д. М. Болотова.
Жизнеописание
София Болотова родилась в 1845 году, она происходила из древнего дворянского рода, который ведёт своё начало от каширянина Ерёмы, сына Гаврилы Васильевича Горяина (начало XVII века). Выдающимся человеком стал Андрей Тимофеевич Болотов — энциклопедист и видный учёный XVIII века, автор интересных воспоминаний о своём времени[1]. Отец, Михаил Павлович Болотов, окончил философско-юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета и был титулярным советником, попечителем хлебных запасных магазинов Богородицкого уезда Тульской губернии, участвовал в проектах освобождения крестьян[2]. Мать — Александра Дмитриевна, занималась семьёй и воспитанием шестерых детей: сыновей — Дмитрия и Евгения и четверых дочерей — Софии, Марии, Елены и Варвары, которая умерла в детстве. Александра Дмитриевна была очень верующей женщиной, её дети получили и светское, и религиозное образование. Четверо из пятерых детей стали монахами; младшая дочь Елена была замужем за Михаилом Андреевичем Долинино-Иванским[2][3].
Брат Дмитрий Болотов стал известным человеком: он был пострижен в монахи с именем Даниил и получил известность как оптинский иконописец. Наиболее известными его работами стали портрет преподобного Амвросия Оптинского «Старец Амвросий на подушечках» и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов»[1].
В 1875 году, в возрасте 30 лет, София вышла замуж за бывшего студента медико-хирургической Академии дворянина Андрея Николаевича Янькова, они венчались в Троице-Сергиевой Лавре 22 октября (3 ноября) 1875 года. Их брак продлился немногим больше года, и Андрей Николаевич скоропостижно скончался, но 17 (29) января 1877 года (через три дня после похорон) у Софии Михайловны родилась дочь Надежда[3].
Оптина пустынь
В течение трёх лет София жила в своём имении в Тульской губернии, сама вела хозяйство и много занималась благотворительностью. Она проводила много времени со своей дочерью и занималась с детьми-сиротами бедняков. В 1880 году она продала имение, чтобы переехать к отцу в Екатеринослав, но в Туле ей сообщили о его смерти. Узнав от соседей о старце Амвросии, она поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшей своей жизни. Приехав в Оптину пустынь, она решила реализовать своё желание монашеской жизни и стала духовной дочерью старца Амвросия[3].
В качестве испытания старец велел ей выйти замуж за пожилого козельского помещика Николая Астафьева, что она и сделала. После венчания София Болотова с дочерью переехали в калужское имение мужа, которое находилось недалеко от Оптиной пустыни. София исполняла поручения старца Амвросия с большой ответственностью и любовью, и он говорил, что другой такой послушницы, как она, у него не было и не будет. Николай Астафьев скончался 19 (31) мая 1884 года, он был уверен, что после его смерти София уйдёт в монастырь, пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить его в этом монастыре[3].
В сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой в соответствии с Определением Святейшего синода от 13—20 июня 1884 года № 1216 была создана женская община[4].
После этого София препоручила девятилетнюю дочь Надежду её крестной матери и подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши, решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…»[3]
Шамордино
13 августа 1884 года настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий и духовник Софии преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо. 4 сентября 1884 года София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София[3].
Позже эта община была преобразована в Шамординскую обитель, днём создания которого считается 14 октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами оптинского старца Амвросия[5].
Сохранилось описание монахини Софии в годы становления монастыря:
Но не такова была начальница Шамординской обители, — мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…[5]
Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, писал:
«Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…».
Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это – крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы. Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер.
Придавая первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию, при постоянно увеличивающемся числе сестер (к 1888 году в обители их было 250), матушка София заботилась, прежде всего, о возведении большого каменного Казанского собора, разбивка фундамента которого была сделана под ее непосредственным руководством и затем изготовлен его проект.
При ней был построен кирпичный завод, где специально изготовляли строительный материал для будущего собора. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства и обители завещала все свое состояние. Ее стараниями были также устроены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского; открыта богадельня, построена водокачка и многие хозяйственные постройки, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Также были открыты детские ясли и затем приют, при котором была начальная школа, где сестры занимались с детьми первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию, что было в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст.
София пробыла в чине игуменьи четыре года, при ней монастырь был создан и обустроен. Она скончалась в 1888 году, оставив после себя хорошо налаженную общину, в которой было 250 насельниц. При ней создан проект каменного храма и проведена его разбивка. Следующей игуменьей монастыря стала монахиня Евфросиния (Розова)[5].
Ещё при жизни Амвросий Оптинский сказал, что «…Мать София свята!»[6]. Молитвенная память о схимонахине Софии сохранилась, православные продолжают почитать её как молитвенницу и заступницу. В 1987 году она была прославлена при установлении Собора Тульских святых[5] в лике местночтимых святых Тульской епархии, как София Шамординская[7].
Примечания
[1] Варвара Каширина. Взгляд христианина. Об иеромонахе Данииле (Болотове) – авторе портрета преподобного Амвросия Оптинского // Православие.Ru : Интернет-портал. — Россия, Москва: Сретенский монастырь. — Вып. 23 октября 2013 года.
[2] Т. В. Комарова, ведущий научный сотрудник музея-усадьбы «Ясная Поляна». Толстые и Долинино-Иванские // Оптина пустынь : Официальный сайт. — Россия, Козельск.
[3] 125 лет со дня праведной кончины схимонахини Софии (Болотовой) // Информационное агентство религиозных новостей Ежедневная общероссийская газета : Интернет-СМИ. — 2013. — Вып. 6 февраля.
[4] Правительственный вестник. — 6.6.1884. — № 148. — С. 2.
[5] Главная>Настоятельницы>Схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014.
[6] Елизавета Басова. Схимонахиня София Болотова. Стихи.ру (8 апреля 2008). Дата обращения: 5 декабря 2017.
[7] Тульские епархиальные ведомости. — 2006. — № 13 (63). — С. 91.
Источники: https://www.shamordino-m.ru/about/nastojatelnicy/chimonahinja-sofija-bolotova-1845-1888.html и https://ru.wikipedia.org/wiki/София_(Болотова)