На главную ‹ Вопросы священнику ‹ вопрос
вопрос
Автор: Сергей— Здравствуйте батюшка. Ответьте пожалуйста на такой вопрос .Как Святые Отцы отличали гордость от чувства собственного достоинства и смирение от унижения? Как этому научиться и по каким критериям отличать?
Спасибо.
—1. Гордость нас надмевает и ставит выше других людей, отчего с гордецом очень трудно общаться, а чувство собственного достоинства никого не унижает и человек, обладающий таким качеством, не отталкивает от себя людей, а привлекает, это духовное благородство. Такой человек ни перед кем не кичится, ни от кого не требует уважения, преклонения, особого внимания, во всех видит их человеческое достоинство и этим не отталкивает людей, а наоборот, они к нему буквально тянутся как к солнышку. Думаю, чувство собственного достоинства у человека без любви к ближним не может быть; в лучшем случае это будет окультуренная гордость: когда человек никого вроде и не обижает, но про себя все равно относится ко многим с презрением.
2. Самый смиренным в мире является Сам Бог, а следующие - Пресвятая Дева Мария и все остальные святые: чем ближе к Богу, тем смиреннее. Смирение не унижает, а возвышает. Человек смиренный действует, если можно так сравнить, как врач среди капризных больных. Он никого не осуждает, а только видит болезнь и старается человеку, обижающему его, не навредить, а помочь, и ради этой помощи ему нетрудно унизиться и потрудиться. Смиренный всегда спокоен, потому что считает себя достойным любых бедствий за свои грехи и в то же время твердо знает, что Бог никогда его не оставит и все направит на благо, и это знание не просто вера, а опыт. Быстро этому не научишься. Нужно часто читать Евангелие, Святых Отцов, жить по духу этих книг и жить церковной жизнью.
Унижение же, или правильнее смиренничание, всегда скрывает в себе злобу и ненависть, потому что в таких людях живет гордыня и жажда возвышения. О любви к ближним и речи быть не может. Это страшные люди, и если они добираются до власти, то мало, как говорится, никому не покажется. Спаси нас Бог от такого.