На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Спасение и вечность
Спасение и вечность
Автор: Николай— Благословите, отче!
Я очень заинтересовался вопросом православной эсхатологии, изучил много материалов по сему - св. Отцов, современных богословов и писателей. Все сводится к двум мыслям:
1) категоричное - грешники в муку вечную (именно нескончаемую), а праведники - в жизнь вечную (тут как жизнь, так и смерть, означается одним словом - "вечная" - одинаково);
2) оптимистическое - в итоге спасутся все (есть версии, где даже говорится, что спасутся даже все бесы в итоге), пройдя опыт "муки вечной", которая не такая уж и бесконечная.
1. По поводу первой версии вопрос возникает, что тогда есть мука - действие от Бога, который наказывает грешника или сама неспособность грешника воспринять Бога в полной мере и это для него есть мучение? Если неспособность принимать Божию любовь, тогда понятно, почему ТАМ уже нельзя покаяться и исправиться, ибо спасение есть именно приобщение Бога, а какой подвиг можно сделать, когда нет уже такой возможности..
2. По оптимистическому вопросу - если в итоге спасутся все, тогда в чем цена земной жизни? Неужели лишь в том, что правильная прожитая жизнь просто "быстрее" приводит к Богу? И неважно все беззакония: убийства, насилия, отымание последнего куска хлеба у старика или ребенка.. спасутся все.. или в "оптимистической концепции" есть градация - спасутся все, но в Царствии Божием они будут не в одинаковой степени прославлены.
Просто как-то кощунственно представить, что, например, преп. Серафим и какой-то маньяк приравниваются? По-моему, это даже нам простым людям кажется несправедливым и нелогическим, даже богохульным.
3. И еще момент: даже, если учесть возможность покаяния ТАМ (хотя это кажется неправославным), то разве это невольное "покаяние", скрежет зубов, когда очевидно зло и свое плачевное состояние, может быть приравнен покаянию, которое совершают люди тут добровольно - зачастую через себя, с большими усилием и еще неся крест добровольных лишений и трудностей во самоуничижение, не отказываясь от него (ибо можно же отказаться, на все плю...
—1. Могу сказать точно, что там будет мука вечная и очень тяжелая. Об этом говорит Господь. Там уже нет возможности покаяния.
2. Эта точка зрения никак Евангелием не подтверждается.
3. Нет там покаяния. Весь вопрос не поместился, если хотите, дополните. Помоги Господь!