На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Спасение и вечность 2
Спасение и вечность 2
Автор: Николай— Благословите, отче.
Продолжение вопроса про православную эсхатологию.
1. Именно момент про "покаяние" ТАМ. Это ли только мука - бессмысленное покаяние или мука и в другом (в чем примерно?). Я хотел узнать, где можно узнать или почитать у св. Отцов про муку - в чем она состоит, неужели ли только в раскаянии позднем и безполезном? Если да, то в чем смысл такого бессмысленного покаяния? Это про грешников.
2. А у праведных - тоже есть, если можно так сказать, разные степени, что их различает, ибо разные подвиги, разные дела совершали оные? Что есть спасение в своем смысле подлинном? Только ли избавление от муки или приобщение Богу - обожение? Как тут согласовать, например, такие ситуации, как если грешник из ада вымолен - получается, что он приобщается к Богу сверх того, чем он реально готов? Или вымолить можно лишь тех, кто в жизни земной старался спастись?
3. Другими словами - спасение, это констанция, как бы ты спасен и все, или есть разница в спасении? Например, живет человек А жизнью полной грехов, но он покаялся перед смертью (как разбойник благоразумный, хотя тут неизвестна его жизнь и состояние души). И живет с младенчества человек Б с Богом и в течении жизни старается все творить по Заповедям, борется со своими страстями. Понимая, что спасение может быть обсужаемо лишь в категориях "Я и Ты", но допустим, оба эти человека спасаются. Как бы спасение одно - но в есть ли разница, скажем, в веке грядущем между ними?
—1. Там реальные мучения, а не только нравственные. Можете прочесть "Слово о смерти" свят. Игнатия Брянчанинова.
2. Да, спасение - это обожение, а совершенство не в подвигах - мы не спортсмены, а в том, кто большего в любви Богу уподобился. Если вымолен, значит, чья-то любовь через молитву его изменила и сделала способным к тому, чтобы быть с Богом. В Раю всем хорошо, но есть разные степени, поскольку не все уподобились одинаково Богу.
3. Разница, как я уже сказал, в том, кто больше в любви усовершился, и время подвига не всегда обозначает большее совершенство. Нельзя покаяться без любви к Богу и ближнему. Если спасен - значит спасен, а святость может быть разной. Помоги Господь!