Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: "Литургия.ру"
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 19 Вниз Печать
Автор Тема: "Литургия.ру"  (Прочитано 201463 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #90 : 15 Апреля 2013, 18:19:37 »

Литургия устроена так, что она вся, от начала до конца представляет собою цельную евхаристическую молитву, которой не нужны «символические подпорки»: она сама за себя говорит, нужно только войти в нее молитвой и следовать сердцем, вместе со всеми. Литургия безмерно глубока, а человека лишают этой глубины, лишают живой молитвы и предлагают плоский, неглубокий и примитивный, не питающий и не насыщающий, но утомляющий душу символизм. От этого многие «устают» от Церкви, не понимают ее, т.к. им предлагается не церковная глубина, а эти вот исторически наросшие «шоры». Приведу пример.


Учебники всякого рода, написанные тогда, когда человек причащался 1 раз в год и ходил на Литургию больше ради дидактического назидания, а не реального соединения с Богом и Церковью, утверждают, что Литургия от начала до конца символически изображает жизнь Спасителя. Это отчасти верно, как 3-й или 5-й план - не 1-й - Евхаристического священнодействия; но эта дидактика доходила до абсурда, когда, напр., объявляла, что Малый вход символизирует выход Спасителя на проповедь (несомое Евангелие), а свеча означает Иоанна Предтечу. Это абсолютно надумано. Смысл любого церковного действия уясняется из молитв, которые при нем читаются и из исторического исследования. Молитвы сделались тайными - и никто не слышит, что ничего нет на малом входе ни про проповедь, ни про Предтечу, а мы просим Бога, чтобы Он сотворил с нашим входом входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих благость Божию. Исторически это - изнесение Евангелия из ризницы.


И получается, что подлинного смысла Литургии человек не знает, а подменяет его сильно профанированным и очень внешним, поверхностным восприятием. Мистицизм подлинный, евхаристически-церковный подменяется просто мистицизмом - отсюда магизм и кликушество. Это проблема гораздо более глубокая, чем кажется на первый взгляд. Оказывается, что человек приходит в Церковь и получает не реальную духовную жизнь, которую содержит Церковь в своем устроении, в учении, Таинствах, чинах, уставах, духе, а подмену - то, что приобрела Церковь в результате неправильного отношения к ней, сложившуюся исторически. Получается, что человеку приходится искать в Церкви ту реальность, которую он чает, и которой Церковь в глубине обладает. Не получить сразу этот главный Евхаристический смысл, и не начать возрастать в нем подлинной духовной жизнью, - а сначала изрядно поплутать на распутиях клерикализма, дутого символизма, ложного мистицизма, вне-евхаристической кликушеской жизни души, и проч., и проч., чтобы потом со многими скорбями и разочарованиями найти его, потеряв много сил, совершенно порой бессмысленно. А можно так поплутать, что и запутаешься совсем.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #91 : 15 Апреля 2013, 18:21:57 »

Как очень важно поверять Евхаристией если вас, например, с клерикальной точки зрения убеждают: тайные молитвы необходимы, потому и потому - знайте: Евхаристия - Литургия («общее дело» с греческого) - общественное служение; все (кроме одной) ее молитвы произносятся от лица общины - значит, делать из Литургии тайну и прятать ее от Церкви - недопустимое извращение прямого церковного чина. Если мы излишне увлеклись, скажем, канавкой - соотнесем ее со строем Литургии, с ее местом в Церкви - увидим, что мало общего. Сами в себя заглянем: жаждем ли мы Бога, хотим ли часто причащаться, хотим ли мы хранить в себе полученное на Литургии подлинное христианское Евангельское содержание - или что-то другое для нас главное в жизни и в Церкви? Так и все соотносится с Таинством Евхаристии и оценивается им: оно дает нам норму всего в Церкви. Вот мы говорим: дух Церкви, Священного Предания, иерархия ценностей: они усматриваются из Литургии. Норма отношений предстоятеля и общины - из Литургических молитв, ее устройства. Место Божией Матери, святых в Церкви - в Литургии идеал, образ. Мистика? образ совершения Таинства - в Литургии: совершения молча, без эффекта. Отношение к внешним, друг к другу? В Литургии. Соотношение покаяния, благодарения и прочих духовных действий - в Литургии.
Все устроение Церкви Евхаристично, поэтому она - критерий церковной нормы.


Мы обозначили лишь некоторые проблемы, встающие перед нами, когда мы начнем искать подлинный Евхаристический смысл того, что происходит в Церкви. Может многие смутятся: как же так? все так плохо? Нет, не плохо. Во- первых, Евангелие нам давно сказало: ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. Нагорная пр.), - то есть, правда Божия есть то, что еще нужно искать. Вот мы с вами говорим, что Церковь - это истина, милость, и любовь Божия, но я отдаю себе отчет и не имею права скрывать, что все это нужно с большим усилием и мужеством найти: все это под спудом, к сожалению, но Евангелие это предусмотрело. Так что все идет по плану. Во-вторых, на нашей стороне - святые; во все времена были люди, понимающие это, борющиеся за это. Вспомним Никодима святогорца и Макария Коринфского - как они подвизались за частое причащение! Вспомним преп. Серафима Саровского, свт. Феофана, св. прав. Иоанна Кронштадтского и бесчисленный сонм угодников Божиих: они чувствовали Церковь именно Евхаристически. Наконец, XX век принес очевидное духовное Евхаристическое возрождение. Это даже видно по нашей Москве. Что происходило в советское время? Как священнослужители на Пасху, на Светлой, на Святках не допускали людей к Чаше? Сейчас, слава Богу, все очень изменилось к лучшему.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #92 : 15 Апреля 2013, 18:23:26 »

Что делать нам? Во-первых, конечно, не становиться антиклерикалами, не бунтовать, не осуждать «отсталых» батюшек и «косную» систему духовного образования (или вообще отсутствие таковой), и ничего такого не предпринимать в революционном духе: убирать иконостасы, читать вслух Евхаристические молитвы и т.п. Все это уже было, и плода не принесло, а только расколы и нестроения. Нам с вами нужно понять, для себя прежде всего, что и как совершается в Церкви. Давайте прочтем книгу прот. Александра Шмемана «Евхаристия». Давайте купим себе книжечку Литургии, где напечатаны священнические (не тайные, а священнические!) молитвы, и будем с ней ходить на службу, и сами осмысленно будем принимать участие в Евхаристии. Сами поймем, почувствуем; другим объясним - нас станет больше; и когда-нибудь наберется «критическая масса» людей, желающих относиться к Евхаристии сознательно. Тогда и во-вне что-нибудь изменится, как изменился за 10 лет порядок причащения в Москве. Захотели люди причащаться - и ни один священник уже не посмеет на Пасху отказать людям в Причастии. Только так Церковь созидается - через самих себя, мирно, со смирением, не ругаясь, не обособляясь (хотя такой соблазн есть всегда).
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #93 : 15 Апреля 2013, 18:26:49 »

Мы увидели, что коль скоро Евхаристия - центральный, важнейший пункт в жизни Церкви и всякого христианина, то ослабление евхаристического сознания приводит к упадку сознания церковного, смещению акцентов и покривлению иерархии христианских ценностей. Все отмеченные нами негативные вещи, с которыми сталкиваемся мы в наличном бытии Церкви - магизм, клерикализм, кликушество, ложный мистицизм, многочисленные подмены, лжесимволизм и т.д. - являются прямым следствием ослабления и замутнения именно евхаристического церковного сознания. Поэтому наша задача - это правое сознание приобрести и в нем утвердиться, чтобы мы существовали как православные христиане, в здравой и истинной евхаристической церковной атмосфере, которая одна только и может дать человеку то, что содержит Церковь.


Это все вещи общие; а сегодня мы с вами поговорим о практической стороне дела, т.е. как нам участвовать в Таинстве Евхаристии, как готовиться, с какими чувствами приступать к Таинству, каких плодов ожидать. Обратимся к Св. Писанию.
Вот что пишет Коринфянам св. Ап. Павел: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и Чашу после вечери, и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирают. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11,23-31).


В словах Апостола мы встречаемся с выражением: «недостойно причащаться». Давайте разберемся: что значит «достойно» или «недостойно» причаститься? У нас часто эти выражения понимаются неправильно. Многие люди годами не подходят к Чаше под тем предлогом, что они, дескать, «недостойны». Но дело в том, что вкладывать в эти слова какой-то ценовой смысл нельзя. Ведь речь идет о совершенно несоизмеримых вещах. Мы - грешные люди, Христос - наш Спаситель; Он не распределил людей по их достоинствам или недостоинствам, а спас всех, пролив на Кресте Свою Кровь за каждого человека, и дав нам это вот святейшее Таинство Тела и Крови. С точки зрения оценочной мы никогда, ни при каких обстоятельствах не можем быть достойными, т.е. равными этой спасительной Крови Христовой. Никакие наши усилия и действия не могут быть соизмеримы с Крестною смертью Спасителя и с великим Таинством евхаристии; но Господь, тем не менее, настойчиво предлагает нам Себя, да так, что, как Он говорит, «если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).


Нужно очень осторожно думать: «Я достоин Христа», или: «Я недостоин Христа». Достоинство наше неизменно: человек есть образ и подобие Божие, взысканное Христом Спасителем. Думать нужно о том, приближаемся ли мы Христу или отдаляемся от Него, радуем ли мы Его или преогорчаем, - как мы живем: по заповедям Христовым или по стихиям мира сего, по грехам, - то есть: соответствуем ли мы этому достоинству человека-христианина или нет. Так что здесь вопрос не цены, а соответствия, и в этом контексте «достойно причаститься» - значит правильно подготовиться к участию в этом Таинстве, не более того, т.е. не бояться причащаться, не смущать себя несоизмеримостью моих усилий и величием Таинства, и не вносить в религиозную жизнь души этого вот формального элемента во взаимоотношениях с Богом.

Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #94 : 28 Апреля 2013, 18:29:06 »



Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #95 : 22 Мая 2013, 09:44:55 »

Ксеня,я тут где-о писала про Литургию св.ап.Иакова.
Вы о ней проходили на курсах?
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #96 : 22 Мая 2013, 09:47:49 »

    Беседа      с митрополитом Лонгином о таинствах Исповеди и Причастия


Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #97 : 22 Мая 2013, 18:46:16 »

Ксеня,я тут где-о писала про Литургию св.ап.Иакова.
Вы о ней проходили на курсах?
Нет, Лена не проходили. Я в дополнительной литературе посмотрю.
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #98 : 22 Июля 2013, 20:21:36 »

КАК СЛУЖИЛИ ЛИТУРГИЮ СТО ЛЕТ НАЗАД
Главная » По страницам истории » Как служили литургию сто лет назад
02.07.2013
Продолжая свой разговор о  восприятии  литургии, начатый прошлыми двумя статьями, я бы хотел поговорить о том, как служили литургию в начале ХХ века.

Еще совсем недавно в православной публицистике было модно писать о том, что революция 1917 года прервала прекрасную традицию благочестия, остановила «золотой век» Церкви и искусственно оторвала нас от святости.

На самом же деле  сто лет назад Церковь обсуждала ровно те же проблемы, что и мы: непонятность и  затянутость церковных служб, небрежение духовенства и мирян к исполнению своих обязанностей, отсутствие приходского устава и произвольные сокращения служб в разных храмах, отделенность  клириков от мирян высоким иконостасом.

Главным же отличием  «русской» литургии  в начале ХХ века от той, за которой мы молимся сейчас,  была длительность богослужения. Вот как писал об этом епископ Минский Михаил (Темнорусов): «Из 50 тысяч церквей Российской империи в 49 тысячах  богослужение совершается с чрезвычайными самовольными сокращениями, а также с поспешностью, с дурным чтением и пением: всенощное бдение  1-3 часа, литургия – 45 минут, а вечерни и совершенно не бывает».

 Если читатель думает, что 45 минут – это рекорд скорости, то я могу его разочаровать.  Военные священники и духовенство в придворных храмах  могли совершать службу еще быстрее.

Достигалось это за счет почти полного сокращения антифонов.  После Мирной ектеньи сразу  пели «Единородный Сыне». Хотя участники Предсоборного  совещания критиковали эту практику, они  признавали ее повсеместное распространение.

Еще одним способом сокращения богослужения, к которому относились достаточно терпимо, было  уменьшение числа одинаковых ектений и количества прошений внутри некоторых из них.

В начале прошлого столетия была и другая проблема: сильное по современным меркам сокращение литургии сопровождалось долгим чтением  записок (15-20 минут) и концертами, которые устраивали на клиросе.

Как и сейчас, в начале ХХ века иерархами, клириками и мирянами обсуждались вопросы,  связанные с чтением Евангелия, высотой иконостаса и  гласным произнесением тайных молитв.

Сто лет назад почти все участники дискуссии считали, что Евангелие  нужно читать лицом к народу. Епископ Нижегородский Назарий (Кириллов) в 1905 году писал, обращаясь к Синоду: «Относительно евангельских чтений  предлагают внести обычай греческих церквей, чтобы они исполнялись на солеях, с обращением читающего лицом к народу. И против этого желания нечего  сказать».

Другие высказывались еще более радикально и предлагали  читать Паремии, Апостол и Евангелие, а также Шестопсалмие в середине храма. В этом случае литургия окончательно переставала быть делом клириков и становилась общим делом.

Даже в наши  дни чтение Евангелия лицом к народу на водосвятном молебне производит на людей более сильное впечатление,  чем  чтение  Писания на литургии.

В начале ХХ века часть епископов и священников считали, что высокий иконостас и почти всегда закрытые Царские врата отделяли клириков от мирян и не давали  последним возможности в полной мере  понять и увидеть то, что происходит во время литургии. Сторонники этой точки зрения  предлагали вместо высоких многоярусных иконостасов делать в новых храмах низенькие перегородки и   держать Царские врата почти всегда открытыми. Вот, например,  постановление собора Рижской епархии: «Царские  врата остаются открытыми до херувимской песни, потом закрываются до чтения «Верую», при этом опять открываются до причащения священнослужителей».

В наши дни, когда служение литургии с открытыми Царскими вратами является одной из высших наград (во додумались!)  для священнослужителей, данные предложения нельзя осуществить без соборного решения Церкви, но это не означает, что тема закрыта для обсуждения.

Интересно, что одним из самых сильных противников совершения литургии с открытыми Царскими    вратами был харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий). Он считал, что грешный современный мирянин, в отличие от древних христиан, у которых было больше благочестия,  не может «дерзновенно приближаться  к престолу Божию и часто вкушать страшные тайны». По мнению владыки Антония, открытый алтарь вреден и для священников, которые станут актерствовать на виду у «публики» и постепенно превратятся в «кривляк». Отметим, что известный православный иерарх  идеализировал раннюю Церковь и считал, что христиане становятся все менее благочестивыми с течением времени.  Что же касается привыкания к святыне, то это тема для отдельного разговора.

Нам осталось обсудить последнюю и самую важную тему – возможность чтения священниками тайных молитв вслух.

Отец Андрей Дудченко в своей замечательной книжке замечает, что  слово «тайный» может ввести заблуждение современного верующего. Для нас этот эпитет  связан с закрытостью, секретностью информации. Широко распространено церковное предание о том, что священнические  молитвы стали читать вполголоса после того, как дети, выучившие на слух евхаристические молитвы, отслужили на камне полную литургию. На камень сошел огонь, и  с тех пор   миряне перестали слышать то, о чем просит священник в алтаре.

Однако в Церкви нет ничего эзотерического, сокрытого от непосвященных. Слово «тайный», применительно к евхаристическим молитвам, означает лишь то, что они предшествуют Таинству; в этих молитвах содержатся прошения о том, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино.

Более того, в начале ХХ века почти все клирики говорили о том, что литургия, в которой мирянин не слышит и не знает молитв священника, теряет смысл – из алтаря доносятся отдельные возгласы, которые часто невозможно понять без знания предшествующих молитв. Поэтому миряне должны иметь возможность читать вместе со священником эти молитвы и участвовать в совершении Таинства. В прочем, и такую практику нельзя вводить принудительно и повсеместно.

Заканчивая наш разговор о спорах вокруг совершения литургии в начале прошлого века, я хочу поблагодарить протоиерея Николая Балашова, автора прекрасной книги «На пути к литургическому возрождению», откуда и были взяты все цитаты.

Андрей Зайцев. (Приходы.ру)




Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #99 : 22 Июля 2013, 20:31:37 »

 Паша, спаси Господь!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #100 : 22 Июля 2013, 20:37:45 »

В нашем храме Апостол всегда читается в центре храма.

На службе с открытыми Царскими Вратами приходилось несколько раз бывать. На меня это очень сильное впечатление произвело. Не могу сказать, почему. В нашем храме при открытых Царских Вратах не служат.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #101 : 22 Июля 2013, 20:38:02 »

СпасиБо, Павел!
Вот так да! Весьма наслышана этими проблемами, но не ожидала, что это давняя проблема!

У нас всегда читался Апостол и Шестопсалмие посреди храма.
Этот обычай кончился вместе с моим уходом с клироса...
Тоже считаю, что выход на средину добавляет торжественность и значимость данному действу.

Евангелие сейчас батюшка читает всегда (кроме молебнов) в Алтаре и спиной к людям. Чтение быстрое, неразборчивое, глухое. Конечно, мы все от этого не в восторге...
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #102 : 22 Июля 2013, 20:39:44 »

Да, и Шестипсалмие тоже в центре читают. Всегда. А я и не знала, что бывает по-другому. 
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #103 : 22 Июля 2013, 20:46:44 »

Главным же отличием  «русской» литургии  в начале ХХ века от той, за которой мы молимся сейчас,  была длительность богослужения. Вот как писал об этом епископ Минский Михаил (Темнорусов): «Из 50 тысяч церквей Российской империи в 49 тысячах  богослужение совершается с чрезвычайными самовольными сокращениями, а также с поспешностью, с дурным чтением и пением: всенощное бдение  1-3 часа, литургия – 45 минут, а вечерни и совершенно не бывает».

 Если читатель думает, что 45 минут – это рекорд скорости, то я могу его разочаровать.  Военные священники и духовенство в придворных храмах  могли совершать службу еще быстрее.

 а вот это уж совсем слишком! Бывали и у нас службы "поскору", час и 15 минут Литургия, например (это при ранешнем священнике), но чтобы еще меньше времени - это уж перебор: что же за молитва на скорости??!!!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #104 : 22 Июля 2013, 20:50:04 »

Вообще кощунство, по-моему. Что это за богослужение. Слава Богу, в наших храмах такого безобразия нет.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 19 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: "Литургия.ру"
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines