Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Музыка ‹ Тема: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 9 Вниз Печать
Автор Тема: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.  (Прочитано 146219 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #60 : 27 Февраля 2016, 15:32:06 »

Галя, даже не думай ни о чем таком, конечно, если это интересно хотя бы нескольким людям с форума, нужно  продолжать эту тему. Я, признаться, с трудом слушаю классику кроме Моцарта, но и то, под вашим положительным влиянием иногда слушаю, что вы с Леночкой тут размещаете. 
 У меня тоже есть "своя" тема "Статьи и книги по психологии" - изначально вообще для себя ее открывала, как библиотеку. Ничего, народ читает и иногда комментирует.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #61 : 27 Февраля 2016, 15:39:15 »

Я и говорю-делаем библиотеку,фонотеку.
Вот про архимандрит Матвея( Мормыля) я насобирала всего,даже где он грибы собирает выложила. Кого его личность заинтересует,тот по яндексу выйдет на эту тему.Плохо что ли?

Кстати что вКонтакте,что в Одноклассниках специальные группы классич.музыки имеются, там в большинстве профессионалы вертятся.Но редко кто комментирует,и даже далеко не все так хорошо лайкают.Группы нацелены больше на энциклопедичность,чем на контакт.И это тоже хорошо.

Я в одну такую вступила,смотрю-там участники-дети лет 14-18,одна я тётя!
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #62 : 27 Февраля 2016, 15:47:16 »

Я тоже там есть.Но я больше на ОК.Там тоже профессионалы из разных стран,т.е. эмигранты тоже есть.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #63 : 27 Февраля 2016, 15:48:16 »

Но и тут мало дискуссий,хотя много профессионалов.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 687



Email
« Ответ #64 : 27 Февраля 2016, 15:50:16 »

Дискутируют любители, а профессионалы...отвечают, исправляют, умничают  
А я и не читаю, слушаю кое-что.
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 15:56:43 от Галина*$ » Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #65 : 27 Февраля 2016, 15:56:26 »

Вчера ездила к подруге.Она решила возобновить занятия музыкой и позвала настройщика.У неё чудесное пианино,чехословацкое ещё,по тем временам дорогущее.
  Я сначала побренчала-расстроено ужасно.Пришёл настройщик-мальчик лет 20-ти.Маленького роста,кудрявенький-похож на молодого композитора.
   Четыре часа настраивал,и на четвёртом часе слышно было как звук преобразился-стал перламутрово-жемчужным.
  Мы четыре часа терпели ничего не кушали,потому что как хотели отметить возрождение инстумента.
   Мальчик не музыкант,но сейчас занимается с педагогом. Сыграл нам "Затонувший собор"Дебюсси.Так красиво было-огромное окно,за ним старая Москва 50-х гг,и половина стекла-закат солнца,заря почти во всё небо,и юный курчавый пианист на фоне этого пейзажа с аккордами Дебюсси.

  Он ещё и музыку пишет,но теории музыки не знает,не умеет записывать ноты грамотно.Пишет красивые светлые песни на синтезаторе с красивой же аранжировкой.Блаженный такой мальчик.

Кажется,он часами может говорить о музыке,преображается,лишь только речь о ней.

Потом я немножко поиграла,звук у пианино-замечательный.

« Последнее редактирование: 29 Февраля 2016, 03:25:01 от Ост-Остерн » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 687



Email
« Ответ #66 : 27 Февраля 2016, 15:58:46 »

Теперь ф-но беречь надо, батареи, форточки...

Сколько денежек попросил этот юный композитор за настройку?
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 16:02:56 от Галина*$ » Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #67 : 27 Февраля 2016, 16:02:15 »

Да,все равно настраивать надо будет потом.Дорого это,три-три с половиной тыщи везде.

Клод Дебюсси  "Затонувший собор"

http://www.youtube.com/watch?v=cVMGwPDP-Yk

Это импрессионизм.Не мелодика,а краски звуками,живопись музыкой.
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 16:09:29 от Ост-Остерн » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #68 : 27 Февраля 2016, 16:02:36 »

  Прекрасная история, сюжет для рассказа
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Галина*$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 687



Email
« Ответ #69 : 26 Марта 2016, 14:03:16 »



«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.

Петр Ильич Чайковский 1840-1893

 - величайший русский композитор. Автор более 80 произведений, в том числе 10 опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.) и трех балетов («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Его концерты и другие произведения для фортепиано (цикл «Времена года», сборник «Детский альбом»), симфонии, сюиты, увертюры и фантазии представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

 Родился 25 апреля (7 мая) 1840  на Урале в  Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери. В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения. Окончив его, стал чиновником Департамента  юстиции.

В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой.
 В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном.

В 1877 году, чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Его брак через несколько недель распался, что нашло отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

Неудачная женитьба ускорила кризис, потому что Чайковский, ошибся в расчете на создание новой, творчески более благоприятной — семейной — обстановки в данных бытовых условиях.  Когда острота кризиса несколько притупилась, наступило время критического анализа и пересмотра всего пройденного пути, затянувшееся на годы.

Скончался Чайковский 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста в доме 13 на  Малой Морской улице в Москве в возрасте 53 лет.

Вынос  тела и погребение состоялось 28 октября. Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович.  Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Чайковскому не пришлось пережить поры творческого спада и увядания — неожиданная катастрофическая смерть настигла его в момент, когда он был еще полон сил и находился на вершине своего могучего гениального дарования.

Запись голоса Чайковского

https://www.youtube.com/watch?v=oGebiZSr20E



 О творчестве, мировоззрении, «герое» Чайковского.

Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях.

Мнение о чуждости Чайковскому национальных русских элементов, о чрезмерно «европеизированном» и даже «космополитическом» характере его творчества было широко распространено в свое время.  «Русской манеры выражаться, русского стиля, — который мы видим, например, у Римского-Корсакова, — у него нет в помине...», - считали некоторые современники.

 Сам автор «Евгения Онегина», постоянно подчеркивавший свою неразрывную связь с корнями русской жизни и страстную любовь ко всему русскому, никогда не переставал считать себя представителем родного и кровно близкого ему отечественного искусства, судьбы которого глубоко затрагивали и волновали его.


«...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще, — писал он однажды, — и в ее великорусские части в особенности <...> Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданьяне шевелят души его. А я даже и это люблю».

Но главным предметом творческого интереса Чайковского являлись не широкие исторические движения или коллективные устои народной жизни, а внутренние психологические коллизии душевного мира человеческой личности.
 
Элемент личного, субъективного всегда присутствует у Чайковского, к каким бы темам он ни обращался. Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его произведениях картины народного быта или любимой им русской природы, и, с другой стороны, острота и напряженность драматических конфликтов, возникавших из противоречия между естественным стремлением человека к полноте наслаждения жизнью и суровой безжалостной действительностью, о которую оно разбивается.

Все, что волновало его в жизни, вызывало боль или радость, негодование или сочувствие, он стремился выразить в своих сочинениях на близком ему языке музыкальных звуков.
 
Одна из основных черт Чайковского как человека — неутолимое беспокойство духа, свойственное многим передовым деятелям отечественной культуры в ту эпоху. Сам композитор определил эту черту как «тоска по идеалу». Всю свою жизнь он напряженно, порой мучительно искал твердой духовной опоры, обращаясь то к философии, то к религии, но так и не смог привести свои взгляды на мир, на место и назначение человека в нем в единую целостную систему. «...Я не нахожу в своей душе силы выработать какие-нибудь прочные убеждения, потому что я как флюгер верчусь между традиционной религией и доводами критического разума», — признавался тридцатисемилетний Чайковский. Тот же мотив звучит в дневниковой записи, сделанной десятью годами позже: «Жизнь проходит, идет к концу, — а я ни до чего не додумался, даже разгоняю, если являются роковые вопросы, ухожу от них».

Человек широких разносторонних интеллектуальных интересов, художник-мыслитель, Чайковский был постоянно отягощен глубокой напряженной думой о смысле жизни, своем месте и назначении в ней, о несовершенстве человеческих отношений и о многом другом, над чем заставляла задумываться современная ему действительность.

Дом-музей в Клину
https://www.youtube.com/watch?v=hEKEqvMhVRY

Музей в Москве
https://www.youtube.com/watch?v=JWp_BSMHf7A

Чайковский и русская литература

Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова.

Тесные узы связывали Чайковского со всей русской художественной культурой поры ее высокого классического расцвета. Страстный любитель чтения, он отлично знал русскую литературу и внимательно следил за всем новым, что в ней появлялось, высказывая нередко очень интересные и вдумчивые суждения по поводу отдельных произведений. Преклоняясь перед гением Пушкина, поэзия которого сыграла огромную роль в его собственном творчестве, Чайковский любил многое у Тургенева, тонко чувствовал и понимал лирику Фета, что не мешало ему восхищаться сочностью описаний быта и природы у такого объективного писателя, как Аксаков.

Но совершенно особое место отводил он Л. Н. Толстому, которого называл «величайшим из всех художественных гениев», каких когда-либо знало человечество. В произведениях великого романиста Чайковского особенно привлекала «какая-то высшая любовь к человеку, высшая жалость к его беспомощности, конечности и ничтожности». «Писатель, коему даром досталась никому еще до него не дарованная свыше сила заставить нас, скудных умом, постигать самые непроходимые закоулки тайников нашего нравственного бытия», «глубочайший сердцевед», — в таких выражениях писал он о том, что составляло, по его мнению, силу и величие Толстого как художника. «Его одного достаточно, — по мнению Чайковского, — чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что создала Европа».

Более сложным было его отношение к Достоевскому. Признавая его гениальность, композитор не испытывал к нему такой внутренней близости, как к Толстому. Если, читая Толстого, он мог проливать слезы благодатного восхищения оттого, что «чрез его посредничество соприкоснулся с миром идеала, абсолютной благости и человечности», то «жестокий талант» автора «Братьев Карамазовых» его подавлял и даже отпугивал.

Из писателей более молодого поколения Чайковский испытывал особую симпатию к Чехову, в рассказах и повестях которого его привлекали сочетание беспощадного реализма с лирической теплотой и поэтичностью. Эта симпатия была, как известно, взаимной. Об отношении Чехова к Чайковскому красноречиво говорит его письмо брату композитора, где он признавался, что «готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич», — так велико было его преклонение перед музыкантом, которому он отводил второе место в русском искусстве, непосредственно после Льва Толстого. Эта оценка Чайковского одним из величайших отечественных мастеров слова свидетельствует о том, чем была музыка композитора для лучших передовых русских людей своего времени.

1. Лучшее
https://www.youtube.com/watch?v=teojy6WjlKA

2.6 симфония "Патетическая"
https://www.youtube.com/watch?v=F1VG7SKHCeI

3 "Ромео и Джульетта" увертюра-фантазия
https://www.youtube.com/watch?v=ZxOtYNf-eWE

4.Концерт для скрипки с оркестром
https://www.youtube.com/watch?v=REpA9FpHtis

5.Симфония  №5
https://www.youtube.com/watch?v=lwZ8Z3wHFn0

6. Мультфильм "Щелкунчик"
https://www.youtube.com/watch?v=Vox-DBWlx9A

7.Мультфильм "Времена года"
https://www.youtube.com/watch?v=udrNUhT0Ha8




« Последнее редактирование: 26 Марта 2016, 14:34:51 от Галина*$ » Записан
Галина*$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 687



Email
« Ответ #70 : 26 Марта 2016, 14:14:58 »

Вклад Чайковского  в православную музыку


 Религиозные воззрения Чайковского оставались сложными и неоднозначными, основываясь скорее на эмоциональных стимулах, нежели на глубокой и твердой убежденности.

Некоторые из догматов христианского вероучения оставались для него по-прежнему неприемлемыми. «Я не настолько проникнут религией, — замечает он в одном из писем, — чтобы в смерти видеть с уверенностью начало новой жизни». Представление о вечном райском блаженстве казалось Чайковскому чем-то до крайности унылым, пустым и безрадостным: «Жизнь имеет тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве. Как же представить себе вечную жизнь в виде нескончаемого блаженства».

Некоторый период жизни  Чайковский считал себя атеистом. Он заявлял, что догматическая сторона православия — «давно во мне подвергнута убийственной для него критике».

 Но в начале 80-х годов в его отношении к религии произошел перелом. «...B душу мою все больше и больше проникает свет веры, — признавался он в письме к фон Мекк из Парижа от 16/28 марта 1881 года, — ...я чувствую, что все более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел». Правда, тут же проскальзывает замечание: «сомнения еще посещают меня». Но композитор старался  всеми силами души заглушить эти сомнения и отогнать их от себя.

В 1887 году Чайковский записал в дневнике: «Религию мою мне бы хотелось когда-нибудь подробно изложить, хотя бы для того, чтобы самому раз навсегда уяснить свои верования и ту границу, где они начинаются вслед за умозрением». Однако свести свои религиозные воззрения в единую систему и разрешить все их противоречия Чайковскому так, по-видимому, и не удалось.
Его привлекала в христианстве преимущественно нравственная гуманистическая сторона, евангельский образ Христа воспринимался Чайковским как живой и реальный, наделенный обычными человеческими качествами. «Хотя Он был Бог, — читаем в одной из дневниковых записей, — но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нем его идеальные человеческие стороны». Представление же о всемогущем и грозном Боге Саваофе было для Чайковского чем-то далеким, трудным для понимания и внушающим скорее страх, чем доверие и надежду.

В декабре 1879 г. Чайковский, с детства находившийся под поэтическим впечатлением от православных служб, присутствовал на мессе в соборе Святого Петра в Риме и написал Н. Ф. фон Мекк, что всё было живописно, красиво и полно движения, «но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снует из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее».

Обратившись к созданию именно церковных сочинений, Чайковский  написал полные музыкальные циклы важнейших богослужений Православной Церкви —это  «Литургия святого Иоанна Златоуста» и«Всенощное бдение», отдельные хоры в цикле сочинений«Девять духовных музыкальных сочинени » и пасхальный хор в«Ангел вопияше".

Духовно-музыкальное творчество Чайковского не было оценено современниками. Реакция на его произведения была неоднозначной. Литургия св. Иоанна Златоуста стала первым в истории России духовно-музыкальным циклом,  исполненным в открытом светском концерте и вызвала острую дискуссию.
 Прошло почти 20 лет, прежде чем Литургию Чайковского было разрешено исполнять в ходе церковной службы. Предубеждение против духовной музыки П.И.Чайковского держалось почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах. Характер его религиозной музыки называют светским или недостаточно глубоко духовным.

Тем не менее,  вклад Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918гг. Духовные произведения его исполнялись и продолжают исполняться в наше время. Несмотря на сложность исполнения Божественной Литургии и Всенощного бдения, некоторые элементы этих произведений прижились в церковном обиходе ( например, «Трисвятое»).

Мотивы церковных песнопений звучали в некоторых светских произведениях Чайковского: в «Детском альбоме» — стихира на «Господи, воззвах» (6-й глас), в увертюре «1812 год»  — тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», в симфонии № 6 — кондак «Со святыми упокой».

Написанный в 1878 г. «Детский альбом» начинался пьесой «Утренняя молитва», а завершался — опусом «В церкви». После революции, «Утренняя молитва» была переименована в «Утреннее размышление», а финальная часть «В церкви» — просто в «Хор».

Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 г.

 «Литургии» была закончена в мае 1878 г., напечатана и выпущена в свет  в России в 1879 г. с разрешения Московского комитета для цензуры духовных книг  и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 г. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.

После первого прослушивания в 1880 г. исполнение «Литургии» П. И. Чайковского в храмах было разрешено только после смерти композитора. До революции её ежегодно исполняли в день памяти композитора в Москве в храме Большое Вознесение у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.

21 ноября 1880 г. «Литургия св. Иоанна Златоуста» по разрешению Н. Г. Рубинштейна была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года.

Работая над «Всенощным бдением» весной и летом 1881 г. в Каменке, П. И. Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, пение монахов которой очень нравилось композитору: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение». Партитура «Всенощного бдения», обозначенная автором, как «Опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора», была в основном завершена в 1882 г. Впервые сочинение было исполнено хором П. И. Сахарова 27 июня 1882 г. в Москве в концертном зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.

Чайковский писал о своём намерении продолжать писать музыку для церкви: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, чтобы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его?»
В период с ноября 1884 г. по весну 1885 г. были написаны хоры — «Херувимские песни» № 1-3, «Тебе поем…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Блажени, яже избрал…», «Да исправится…», «Ныне силы небесные…» и позднее, в 1887 г., хор «Ангел вопияше…». 17 февраля 1886 года на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории капеллой Русского хорового общества под управлением В. М. Орлова были впервые исполнены «Херувимская песнь № 1», «Тебе поем», «Блажени, яже избрал», «Да исправится».
 
 П. И. Чайковский, подчёркивая необходимость возвращения в церковь того строя богослужебного пения, «который искони составлял драгоценнейшее достояние её», апеллируя к авторитету Александра III, писал: «В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви…».

28 марта 1891 г. Синодальный хор под управлением В. С. Орлова в зале Синодального училища исполнил «Ныне силы небесные», а 22 октября 1891 г. — «Херувимскую песнь № 3».
Несмотря на то, что часть российского общества в свое время неодобрительно встретила первое исполнение «Литургия Святого Иоанна Златоуста» вне стен храма, духовные сочинения Чайковского, стали исполняться в концертах.
 
Митрополит Иларион особо отмечал, что после революции 1917 года музыкальные произведения Чайковского и других композиторов для многих в России стали одним из источников познания веры и Евангелия, молитвы и богослужения Православной Церкви.

7 ноября 2010 года, в день памяти П. И. Чайковского настоятелем этого храма митрополитом Иларионом была совершена Божественная литургия. За литургией прозвучали песнопения на музыку Чайковского в исполнении Московского Синодального хора, воссозданного в 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе, в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей.
 
В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.

1. Херувимская
https://www.youtube.com/watch?v=TdwW8b1yLpQ

https://www.youtube.com/watch?v=VqxoOj-q_PE с нотами


2. Еще Херувимская
https://www.youtube.com/watch?v=rNM0REpKCk8

3.Тебе поем
https://www.youtube.com/watch?v=llXP6XMjAHQ

4. Отче наш
https://www.youtube.com/watch?v=NoUroz-bbdU

5. Трисвятое
https://www.youtube.com/watch?v=U0iX7lfp1qc

6. Гимн св. Кириллу и Мефодию
https://www.youtube.com/watch?v=MJ7ZaJtNy0A


Сестрички, добавляйте в тему.
« Последнее редактирование: 26 Марта 2016, 14:45:40 от Галина*$ » Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #71 : 26 Марта 2016, 16:21:39 »

Ого Спасибо Галинка! Читать не перечитать...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Hendel
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 5395


Людмила


Email
« Ответ #72 : 26 Марта 2016, 19:01:49 »

Галя, спаси Господи! Возьму себе на заметку! На МХК детям что-нибудь подберу интересненького!!
Записан

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #73 : 26 Марта 2016, 22:31:47 »

Галя,огромное спасибо тебе за Петра Ильича!
Мне духовник рассказывал,что у Чайковского есть романс "Смерть",что в конце романса в музыке наступает просветление.

Помнится,ещё в школьные годы я самостоятельно разбирала некоторые пьесы Чайковского из "Детского альбома",и проиграв "Хор"вдруг услышала,что это настоящая церковная молитва-и была поражена!

Ведь всё религиозное нам не запрещалось,может только Реквием Моцарта был известен,но интерес к нему более  питала история про Моцарта и Сальери,о духовной составляющей произведения  нам ничего не говорилось.

А тут у Петра Ильича,композитора,на котором стоит и держится русская культура -церковное пение в "Детском альбоме!"

  Ещё опера "Пиковая дама"кончается молитвой о упокоении-это поют друзья над Германом  .
А вообще-то возможно ли такое было?Герман-то в опере застрелился!

Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 687



Email
« Ответ #74 : 03 Мая 2016, 09:55:10 »

Сестры, предлагаю вашему вниманию  творческий портрет чешского композитора Сметаны (ударение на первый слог. Его фамилия очень веселит юных музыкантов).


Великий чешский композитор Берджих Сметана (1824-1884) родился в семье пивовара, служившего в графском имении,  в городке  Литомышль,  недалеко  от Праги. Отец будущего композитора был незаурядным человеком: много читал, интересовался политикой, искусством. Несмотря на запрет властей, в семье Сметаны говорили только по-чешски, мальчик был обучен грамоте на чешском языке (Чехия находилась под гнетом Австрийской империи).

Выдающаяся музыкальная одаренность Сметаны выявилась очень рано. С 6 лет мальчик выступал публично как  пианист и тогда же пытался сочинять музыку. В 19 лет Берджих записывает в своем дневнике: « С божией помощью и милостью я стану по технике Листом,  по композиции Моцартом».

В возрасте 24 лет он вполне овладел и композиторской, и пианистической техникой. Карьера складывалась успешно. Он работал дирижером, занимался педагогической деятельностью.

В 25 лет состоялась его женитьба.

 Годы интенсивных творческих исканий многому научили  композитора. Жестокая политическая реакция и преследование полицией прогрессивных деятелей создало для Сметаны немыслимо трудную обстановку и он был вынужден эмигрировать в Швецию (1856-1861).

Тяжело складывалась личная жизнь композитора: один за другим в младенческом возрасте умерли его трое детей, а позже  - и  его жена Катержина.

Свои горестные думы, вызванные  смертью дорогих и близких людей, композитор запечатлел в фортепианном трио (соль минор), которое он посвятил горячо любимой им умершей дочери Бедржишки.

Сметана – педагог, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, неутомимый борец за процветание национального искусства.

В поистине всенародное движение превратилась борьба композитора за основание чешского национального театра. В ту пору все пражские театры находились под контролем австрийских властей. Спектакли на чешском языке были запрещены. Сметана явился инициатором  всенародной подписки и сбора средств  для постройки здания Национального театра.

Еще одно несчастье поразило Сметану – он внезапно стал терять слух. Глухота настигла его в 1874 году, в возрасте 50 лет. Врачи признали болезнь неизлечимой.  Она проходила мучительно. Его неотступно преследовал  гул в ушах, звучание пронзительных звуков. Он был вынужден оставить театр, дирижерскую деятельность.

На протяжении 8 лет глухой композитор создавал оперы, симфонический цикл из 6 поэм и ряд других сочинений – фортепианных, камерных, хоровых. Какой же волей он должен был обладать, проявляя такую продуктивность.

Скончался Сметана в 1884 году в больнице для душевно  больных. Похоронен  на кладбище Вышеграда возле собора св. Петра и Павла.

Из  последних сочинений Сметаны наибольший успех выпал на долю симфонического цикла «Моя родина», из которого он не слышал ни одного звука.

Цикл «Моя родина», состоящий из  шести поэм – «Вышеград», «Влтава»,  «Шарка», «Из чешских лесов и полей», «Табор», «Бланик» - является одним из лучших образцов чешской симфонической музыки. Композитор хотел показать красоту родной земли, воспеть ее природу, воскресить старинные предания, картины прошлого и укрепить веру в славное будущее своей родины.

Квартет «Из моей жизни» (1876) — рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства.  В 4 частях цикла воссозданы важные эпизоды биографии Сметаны. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность «к бою в жизни», воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, «радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве». Личные раздумья переплетаются с мыслями  о судьбе родины. Эти мысли не покидали его до последних дней жизни. «Я хотел выразить в квартете бег моей жизни»- так поясняет Сметана замысел квартета.

«Влтава» –  самая известная поэма из цикла «Моя родина», названная именем реки Влтавы, протекающей по чешской земле. На ее берегах стоит много станинных замков и городов, в том числе  и один из красивейших городов Европы – Прага. Много столетий стоит она на обоих берегах реки. Для чеха это не просто река, а неотъемлемая  часть истории государства чешского. Река Влтава заканчивается в городке Мельник, где она вливается в воды другой знаменитой реки – Эльбы. Еще с древних веков она играла значительную роль в жизни народа. Дикая и неудержимая в верховьях, река спокойно и плавно несет свои воды при слиянии с Эльбой. Под впечатлением этой необузданной мощи  в верховьях Влтавы композитор написал свое бессмертное произведение, воспев красоту реки в музыке.

 В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. Позднее эта же мелодия легла в основу гимна Израиля ― «Атиква».

В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, с исполнения самого известного сочинения композитора — цикла «Моя Родина».

В Праге есть музей Сметаны, в котором хранятся личные вещи композитора, партитуры, дирижерские палочки, рояль, на котором  он работал, письма и многое другое. Музей находится на Набережной Сметаны, напротив его памятника .Окнами музей выходит на знаменитый Карлов мост.

Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце и других чешских городах.

Здесь тоже кое-что о композиторе:
http://www.liveinternet.ru/users/4617174/post276004242

1.Симфоническая поэма "Влтава"
https://www.youtube.com/watch?v=yxN7dXbQ23A

2.Романс (фортепианная пьеса)
https://www.youtube.com/watch?v=WIUOv1U97EE

3.Струнный квартет № 1
https://www.youtube.com/watch?v=_L1lPraMNUk

4. Лучшее
https://www.youtube.com/watch?v=P7kJp6suBMw ( симфонический цикл "Моя родина"

5. Музей в Праге
http://www.praga-del.ru/muzey-bedrzhiha-smetanyi-v-prage.htm
« Последнее редактирование: 03 Мая 2016, 10:07:23 от Галина*$ » Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 9 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Музыка ‹ Тема: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines