Московская Патриархия. Псковская Епархия.
Храм святителя Василия Великого
Добро пожаловать,
Гость
. Пожалуйста,
войдите
или
зарегистрируйтесь
.
08 Апреля 2025, 01:48:36
Просьба о молитве
16 Марта 2025, 13:56:29
Об упокоении
16 Марта 2025, 12:11:19
Чтение Псалтири. В т о р а я ...
18 Февраля 2025, 20:24:50
Рождество Христово
08 Января 2025, 11:05:04
Чтение Псалтири. Первая группа.
20 Декабря 2024, 21:01:26
Именины и День рождения - приним...
07 Июля 2024, 23:27:31
9 Мая-ДеньПобеды, День поминовен...
12 Мая 2024, 20:44:34
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
06 Мая 2024, 19:45:25
На главную
‹
Православный форум храма св. Василия Великого
‹
Искусство
‹
Музыка
‹
Тема:
Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
Страниц:
1
...
3
4
[
5
]
6
7
...
9
Автор
Тема: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем. (Прочитано 159844 раз)
ВераН
Ветеран
Offline
Сообщений: 6402
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #60 :
27 Февраля 2016, 15:32:06 »
Галя, даже не думай ни о чем таком, конечно, если это интересно хотя бы нескольким людям с форума, нужно продолжать эту тему. Я, признаться, с трудом слушаю классику кроме Моцарта, но и то, под вашим положительным влиянием иногда слушаю, что вы с Леночкой тут размещаете.
У меня тоже есть "своя" тема "Статьи и книги по психологии" - изначально вообще для себя ее открывала, как библиотеку. Ничего, народ читает и иногда комментирует.
Записан
"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"
Пророк Иеремия
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #61 :
27 Февраля 2016, 15:39:15 »
Я и говорю-делаем библиотеку,фонотеку.
Вот про архимандрит Матвея( Мормыля) я насобирала всего,даже где он грибы собирает выложила.
Кого его личность заинтересует,тот по яндексу выйдет на эту тему.Плохо что ли?
Кстати что вКонтакте,что в Одноклассниках специальные группы классич.музыки имеются, там в большинстве профессионалы вертятся.Но редко кто комментирует,и даже далеко не все так хорошо лайкают.Группы нацелены больше на энциклопедичность,чем на контакт.И это тоже хорошо.
Я в одну такую вступила,смотрю-там участники-дети лет 14-18,одна я тётя!
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #62 :
27 Февраля 2016, 15:47:16 »
Я тоже там есть.Но я больше на ОК.Там тоже профессионалы из разных стран,т.е. эмигранты тоже есть.
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #63 :
27 Февраля 2016, 15:48:16 »
Но и тут мало дискуссий,хотя много профессионалов.
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
Offline
Сообщений: 687
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #64 :
27 Февраля 2016, 15:50:16 »
Дискутируют любители, а профессионалы...отвечают, исправляют, умничают
А я и не читаю, слушаю кое-что.
«
Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 15:56:43 от Галина*$
»
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #65 :
27 Февраля 2016, 15:56:26 »
Вчера ездила к подруге.Она решила возобновить занятия музыкой и позвала настройщика.У неё чудесное пианино,чехословацкое ещё,по тем временам дорогущее.
Я сначала побренчала-расстроено ужасно.Пришёл настройщик-мальчик лет 20-ти.Маленького роста,кудрявенький-похож на молодого композитора.
Четыре часа настраивал,и на четвёртом часе слышно было как звук преобразился-стал перламутрово-жемчужным.
Мы четыре часа терпели ничего не кушали,потому что как хотели отметить возрождение инстумента.
Мальчик не музыкант,но сейчас занимается с педагогом. Сыграл нам "Затонувший собор"Дебюсси.Так красиво было-огромное окно,за ним старая Москва 50-х гг,и половина стекла-закат солнца,заря почти во всё небо,и юный курчавый пианист на фоне этого пейзажа с аккордами Дебюсси.
Он ещё и музыку пишет,но теории музыки не знает,не умеет записывать ноты грамотно.Пишет красивые светлые песни на синтезаторе с красивой же аранжировкой.Блаженный такой мальчик.
Кажется,он часами может говорить о музыке,преображается,лишь только речь о ней.
Потом я немножко поиграла,звук у пианино-замечательный.
«
Последнее редактирование: 29 Февраля 2016, 03:25:01 от Ост-Остерн
»
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
Offline
Сообщений: 687
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #66 :
27 Февраля 2016, 15:58:46 »
Теперь ф-но беречь надо, батареи, форточки...
Сколько денежек попросил этот юный композитор за настройку?
«
Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 16:02:56 от Галина*$
»
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #67 :
27 Февраля 2016, 16:02:15 »
Да,все равно настраивать надо будет потом.Дорого это,три-три с половиной тыщи везде.
Клод Дебюсси "Затонувший собор"
http://www.youtube.com/watch?v=cVMGwPDP-Yk
Это импрессионизм.Не мелодика,а краски звуками,живопись музыкой.
«
Последнее редактирование: 27 Февраля 2016, 16:09:29 от Ост-Остерн
»
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
ВераН
Ветеран
Offline
Сообщений: 6402
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #68 :
27 Февраля 2016, 16:02:36 »
Прекрасная история, сюжет для рассказа
Записан
"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"
Пророк Иеремия
Галина*$
Ветеран
Offline
Сообщений: 687
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #69 :
26 Марта 2016, 14:03:16 »
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.
Петр Ильич Чайковский 1840-1893
- величайший русский композитор. Автор более 80 произведений, в том числе 10 опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.) и трех балетов («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Его концерты и другие произведения для фортепиано (цикл «Времена года», сборник «Детский альбом»), симфонии, сюиты, увертюры и фантазии представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Родился 25 апреля (7 мая) 1840 на Урале в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери. В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения. Окончив его, стал чиновником Департамента юстиции.
В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой.
В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном.
В 1877 году, чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Его брак через несколько недель распался, что нашло отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.
Неудачная женитьба ускорила кризис, потому что Чайковский, ошибся в расчете на создание новой, творчески более благоприятной — семейной — обстановки в данных бытовых условиях. Когда острота кризиса несколько притупилась, наступило время критического анализа и пересмотра всего пройденного пути, затянувшееся на годы.
Скончался Чайковский 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста в доме 13 на Малой Морской улице в Москве в возрасте 53 лет.
Вынос тела и погребение состоялось 28 октября. Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Чайковскому не пришлось пережить поры творческого спада и увядания — неожиданная катастрофическая смерть настигла его в момент, когда он был еще полон сил и находился на вершине своего могучего гениального дарования.
Запись голоса Чайковского
https://www.youtube.com/watch?v=oGebiZSr20E
О творчестве, мировоззрении, «герое» Чайковского.
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях.
Мнение о чуждости Чайковскому национальных русских элементов, о чрезмерно «европеизированном» и даже «космополитическом» характере его творчества было широко распространено в свое время. «Русской манеры выражаться, русского стиля, — который мы видим, например, у Римского-Корсакова, — у него нет в помине...», - считали некоторые современники.
Сам автор «Евгения Онегина», постоянно подчеркивавший свою неразрывную связь с корнями русской жизни и страстную любовь ко всему русскому, никогда не переставал считать себя представителем родного и кровно близкого ему отечественного искусства, судьбы которого глубоко затрагивали и волновали его.
«...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще, — писал он однажды, — и в ее великорусские части в особенности <...> Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что темной старины заветные преданьяне шевелят души его. А я даже и это люблю».
Но главным предметом творческого интереса Чайковского являлись не широкие исторические движения или коллективные устои народной жизни, а внутренние психологические коллизии душевного мира человеческой личности.
Элемент личного, субъективного всегда присутствует у Чайковского, к каким бы темам он ни обращался. Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его произведениях картины народного быта или любимой им русской природы, и, с другой стороны, острота и напряженность драматических конфликтов, возникавших из противоречия между естественным стремлением человека к полноте наслаждения жизнью и суровой безжалостной действительностью, о которую оно разбивается.
Все, что волновало его в жизни, вызывало боль или радость, негодование или сочувствие, он стремился выразить в своих сочинениях на близком ему языке музыкальных звуков.
Одна из основных черт Чайковского как человека —
неутолимое
беспокойство духа
, свойственное многим передовым деятелям отечественной культуры в ту эпоху. Сам композитор определил эту черту как «тоска по идеалу». Всю свою жизнь он напряженно, порой мучительно искал твердой духовной опоры, обращаясь то к философии, то к религии, но так и не смог привести свои взгляды на мир, на место и назначение человека в нем в единую целостную систему. «...Я не нахожу в своей душе силы выработать какие-нибудь прочные убеждения, потому что я как флюгер верчусь между традиционной религией и доводами критического разума», — признавался тридцатисемилетний Чайковский. Тот же мотив звучит в дневниковой записи, сделанной десятью годами позже: «Жизнь проходит, идет к концу, — а я ни до чего не додумался, даже разгоняю, если являются роковые вопросы, ухожу от них».
Человек широких разносторонних интеллектуальных интересов, художник-мыслитель, Чайковский был постоянно отягощен глубокой напряженной думой о смысле жизни, своем месте и назначении в ней, о несовершенстве человеческих отношений и о многом другом, над чем заставляла задумываться современная ему действительность.
Дом-музей в Клину
https://www.youtube.com/watch?v=hEKEqvMhVRY
Музей в Москве
https://www.youtube.com/watch?v=JWp_BSMHf7A
Чайковский и русская литература
Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова.
Тесные узы связывали Чайковского со всей русской художественной культурой поры ее высокого классического расцвета. Страстный любитель чтения, он отлично знал русскую литературу и внимательно следил за всем новым, что в ней появлялось, высказывая нередко очень интересные и вдумчивые суждения по поводу отдельных произведений. Преклоняясь перед гением Пушкина, поэзия которого сыграла огромную роль в его собственном творчестве, Чайковский любил многое у Тургенева, тонко чувствовал и понимал лирику Фета, что не мешало ему восхищаться сочностью описаний быта и природы у такого объективного писателя, как Аксаков.
Но совершенно особое место отводил он Л. Н. Толстому, которого называл «величайшим из всех художественных гениев», каких когда-либо знало человечество. В произведениях великого романиста Чайковского особенно привлекала «какая-то высшая любовь к человеку, высшая жалость к его беспомощности, конечности и ничтожности». «Писатель, коему даром досталась никому еще до него не дарованная свыше сила заставить нас, скудных умом, постигать самые непроходимые закоулки тайников нашего нравственного бытия», «глубочайший сердцевед», — в таких выражениях писал он о том, что составляло, по его мнению, силу и величие Толстого как художника. «Его одного достаточно, — по мнению Чайковского, — чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что создала Европа».
Более сложным было его отношение к Достоевскому. Признавая его гениальность, композитор не испытывал к нему такой внутренней близости, как к Толстому. Если, читая Толстого, он мог проливать слезы благодатного восхищения оттого, что «чрез его посредничество соприкоснулся с миром идеала, абсолютной благости и человечности», то «жестокий талант» автора «Братьев Карамазовых» его подавлял и даже отпугивал.
Из писателей более молодого поколения Чайковский испытывал особую симпатию к Чехову, в рассказах и повестях которого его привлекали сочетание беспощадного реализма с лирической теплотой и поэтичностью. Эта симпатия была, как известно, взаимной. Об отношении Чехова к Чайковскому красноречиво говорит его письмо брату композитора, где он признавался, что «готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич», — так велико было его преклонение перед музыкантом, которому он отводил второе место в русском искусстве, непосредственно после Льва Толстого. Эта оценка Чайковского одним из величайших отечественных мастеров слова свидетельствует о том, чем была музыка композитора для лучших передовых русских людей своего времени.
1. Лучшее
https://www.youtube.com/watch?v=teojy6WjlKA
2.6 симфония "Патетическая"
https://www.youtube.com/watch?v=F1VG7SKHCeI
3 "Ромео и Джульетта" увертюра-фантазия
https://www.youtube.com/watch?v=ZxOtYNf-eWE
4.Концерт для скрипки с оркестром
https://www.youtube.com/watch?v=REpA9FpHtis
5.Симфония №5
https://www.youtube.com/watch?v=lwZ8Z3wHFn0
6. Мультфильм "Щелкунчик"
https://www.youtube.com/watch?v=Vox-DBWlx9A
7.Мультфильм "Времена года"
https://www.youtube.com/watch?v=udrNUhT0Ha8
«
Последнее редактирование: 26 Марта 2016, 14:34:51 от Галина*$
»
Записан
Галина*$
Ветеран
Offline
Сообщений: 687
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #70 :
26 Марта 2016, 14:14:58 »
Вклад Чайковского в православную музыку
Религиозные воззрения Чайковского оставались сложными и неоднозначными, основываясь скорее на эмоциональных стимулах, нежели на глубокой и твердой убежденности.
Некоторые из догматов христианского вероучения оставались для него по-прежнему неприемлемыми. «Я не настолько проникнут религией, — замечает он в одном из писем, — чтобы в смерти видеть с уверенностью начало новой жизни». Представление о вечном райском блаженстве казалось Чайковскому чем-то до крайности унылым, пустым и безрадостным: «Жизнь имеет тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве. Как же представить себе вечную жизнь в виде нескончаемого блаженства».
Некоторый период жизни Чайковский считал себя атеистом. Он заявлял, что догматическая сторона православия — «давно во мне подвергнута убийственной для него критике».
Но в начале 80-х годов в его отношении к религии произошел перелом. «...B душу мою все больше и больше проникает свет веры, — признавался он в письме к фон Мекк из Парижа от 16/28 марта 1881 года, — ...я чувствую, что все более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел». Правда, тут же проскальзывает замечание: «сомнения еще посещают меня». Но композитор старался всеми силами души заглушить эти сомнения и отогнать их от себя.
В 1887 году Чайковский записал в дневнике: «Религию мою мне бы хотелось когда-нибудь подробно изложить, хотя бы для того, чтобы самому раз навсегда уяснить свои верования и ту границу, где они начинаются вслед за умозрением». Однако свести свои религиозные воззрения в единую систему и разрешить все их противоречия Чайковскому так, по-видимому, и не удалось.
Его привлекала в христианстве преимущественно нравственная гуманистическая сторона, евангельский образ Христа воспринимался Чайковским как живой и реальный, наделенный обычными человеческими качествами. «Хотя Он был Бог, — читаем в одной из дневниковых записей, — но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нем его идеальные человеческие стороны». Представление же о всемогущем и грозном Боге Саваофе было для Чайковского чем-то далеким, трудным для понимания и внушающим скорее страх, чем доверие и надежду.
В декабре 1879 г. Чайковский, с детства находившийся под поэтическим впечатлением от православных служб, присутствовал на мессе в соборе Святого Петра в Риме и написал Н. Ф. фон Мекк, что всё было живописно, красиво и полно движения, «но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снует из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее».
Обратившись к созданию именно церковных сочинений, Чайковский написал полные музыкальные циклы важнейших богослужений Православной Церкви —это «
Литургия святого
Иоанна Златоуста
» и
«Всенощное бдение»,
отдельные хоры в цикле сочинений
«Девять духовных музыкальных сочинени
» и пасхальный хор в
«Ангел
вопияше
".
Духовно-музыкальное творчество Чайковского не было оценено современниками. Реакция на его произведения была неоднозначной. Литургия св. Иоанна Златоуста стала первым в истории России духовно-музыкальным циклом, исполненным в открытом светском концерте и вызвала острую дискуссию.
Прошло почти 20 лет, прежде чем Литургию Чайковского было разрешено исполнять в ходе церковной службы. Предубеждение против духовной музыки П.И.Чайковского держалось почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах. Характер его религиозной музыки называют светским или недостаточно глубоко духовным.
Тем не менее, вклад Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918гг. Духовные произведения его исполнялись и продолжают исполняться в наше время. Несмотря на сложность исполнения Божественной Литургии и Всенощного бдения, некоторые элементы этих произведений прижились в церковном обиходе ( например, «Трисвятое»).
Мотивы церковных песнопений звучали в некоторых светских произведениях Чайковского: в «Детском альбоме» — стихира на «Господи, воззвах» (6-й глас), в увертюре «1812 год» — тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», в симфонии № 6 — кондак «Со святыми упокой».
Написанный в 1878 г. «Детский альбом» начинался пьесой «Утренняя молитва», а завершался — опусом «В церкви». После революции, «Утренняя молитва» была переименована в «Утреннее размышление», а финальная часть «В церкви» — просто в «Хор».
Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 г.
«Литургии» была закончена в мае 1878 г., напечатана и выпущена в свет в России в 1879 г. с разрешения Московского комитета для цензуры духовных книг и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 г. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.
После первого прослушивания в 1880 г. исполнение «Литургии» П. И. Чайковского в храмах было разрешено только после смерти композитора. До революции её ежегодно исполняли в день памяти композитора в Москве в храме Большое Вознесение у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.
21 ноября 1880 г. «Литургия св. Иоанна Златоуста» по разрешению Н. Г. Рубинштейна была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года.
Работая над «Всенощным бдением» весной и летом 1881 г. в Каменке, П. И. Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, пение монахов которой очень нравилось композитору: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение». Партитура «Всенощного бдения», обозначенная автором, как «Опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора», была в основном завершена в 1882 г. Впервые сочинение было исполнено хором П. И. Сахарова 27 июня 1882 г. в Москве в концертном зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.
Чайковский писал о своём намерении продолжать писать музыку для церкви: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, чтобы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его?»
В период с ноября 1884 г. по весну 1885 г. были написаны хоры — «Херувимские песни» № 1-3, «Тебе поем…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Блажени, яже избрал…», «Да исправится…», «Ныне силы небесные…» и позднее, в 1887 г., хор «Ангел вопияше…». 17 февраля 1886 года на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории капеллой Русского хорового общества под управлением В. М. Орлова были впервые исполнены «Херувимская песнь № 1», «Тебе поем», «Блажени, яже избрал», «Да исправится».
П. И. Чайковский, подчёркивая необходимость возвращения в церковь того строя богослужебного пения, «который искони составлял драгоценнейшее достояние её», апеллируя к авторитету Александра III, писал: «В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви…».
28 марта 1891 г. Синодальный хор под управлением В. С. Орлова в зале Синодального училища исполнил «Ныне силы небесные», а 22 октября 1891 г. — «Херувимскую песнь № 3».
Несмотря на то, что часть российского общества в свое время неодобрительно встретила первое исполнение «Литургия Святого Иоанна Златоуста» вне стен храма, духовные сочинения Чайковского, стали исполняться в концертах.
Митрополит Иларион особо отмечал, что после революции 1917 года музыкальные произведения Чайковского и других композиторов для многих в России стали одним из источников познания веры и Евангелия, молитвы и богослужения Православной Церкви.
7 ноября 2010 года, в день памяти П. И. Чайковского настоятелем этого храма митрополитом Иларионом была совершена Божественная литургия. За литургией прозвучали песнопения на музыку Чайковского в исполнении Московского Синодального хора, воссозданного в 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе, в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей.
В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.
1. Херувимская
https://www.youtube.com/watch?v=TdwW8b1yLpQ
https://www.youtube.com/watch?v=VqxoOj-q_PE
с нотами
2. Еще Херувимская
https://www.youtube.com/watch?v=rNM0REpKCk8
3.Тебе поем
https://www.youtube.com/watch?v=llXP6XMjAHQ
4. Отче наш
https://www.youtube.com/watch?v=NoUroz-bbdU
5. Трисвятое
https://www.youtube.com/watch?v=U0iX7lfp1qc
6. Гимн св. Кириллу и Мефодию
https://www.youtube.com/watch?v=MJ7ZaJtNy0A
Сестрички, добавляйте в тему.
«
Последнее редактирование: 26 Марта 2016, 14:45:40 от Галина*$
»
Записан
Natalya K.
Ветеран
Offline
Сообщений: 8054
Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #71 :
26 Марта 2016, 16:21:39 »
Ого
Спасибо Галинка! Читать не перечитать...
Записан
Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Hendel
Ветеран
Offline
Сообщений: 5395
Людмила
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #72 :
26 Марта 2016, 19:01:49 »
Галя, спаси Господи! Возьму себе на заметку! На МХК детям что-нибудь подберу интересненького!!
Записан
На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век
Ост-Остерн
Ветеран
Offline
Сообщений: 21282
Е Л Е Н А
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #73 :
26 Марта 2016, 22:31:47 »
Галя,огромное спасибо тебе за Петра Ильича!
Мне духовник рассказывал,что у Чайковского есть романс "Смерть",что в конце романса в музыке наступает просветление.
Помнится,ещё в школьные годы я самостоятельно разбирала некоторые пьесы Чайковского из "Детского альбома",и проиграв "Хор"вдруг услышала,что это настоящая церковная молитва-и была поражена!
Ведь всё религиозное нам не запрещалось,может только Реквием Моцарта был известен,но интерес к нему более питала история про Моцарта и Сальери,о духовной составляющей произведения нам ничего не говорилось.
А тут у Петра Ильича,композитора,на котором стоит и держится русская культура -церковное пение в "Детском альбоме!"
Ещё опера "Пиковая дама"кончается молитвой о упокоении-это поют друзья над Германом .
А вообще-то возможно ли такое было?Герман-то в опере застрелился!
Записан
"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Галина*$
Ветеран
Offline
Сообщений: 687
Re: Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
«
Ответ #74 :
03 Мая 2016, 09:55:10 »
Сестры, предлагаю вашему вниманию творческий портрет чешского композитора Сметаны (ударение на первый слог. Его фамилия очень веселит юных музыкантов).
Великий чешский композитор
Берджих Сметана (1824-1884)
родился в семье пивовара, служившего в графском имении, в городке Литомышль, недалеко от Праги. Отец будущего композитора был незаурядным человеком: много читал, интересовался политикой, искусством. Несмотря на запрет властей, в семье Сметаны говорили только по-чешски, мальчик был обучен грамоте на чешском языке (Чехия находилась под гнетом Австрийской империи).
Выдающаяся музыкальная одаренность Сметаны выявилась очень рано. С 6 лет мальчик выступал публично как пианист и тогда же пытался сочинять музыку. В 19 лет Берджих записывает в своем дневнике: « С божией помощью и милостью я стану по технике Листом, по композиции Моцартом».
В возрасте 24 лет он вполне овладел и композиторской, и пианистической техникой. Карьера складывалась успешно. Он работал дирижером, занимался педагогической деятельностью.
В 25 лет состоялась его женитьба.
Годы интенсивных творческих исканий многому научили композитора. Жестокая политическая реакция и преследование полицией прогрессивных деятелей создало для Сметаны немыслимо трудную обстановку и он был вынужден эмигрировать в Швецию (1856-1861).
Тяжело складывалась личная жизнь композитора: один за другим в младенческом возрасте умерли его трое детей, а позже - и его жена Катержина.
Свои горестные думы, вызванные смертью дорогих и близких людей, композитор запечатлел в
фортепианном трио
(соль минор), которое он посвятил горячо любимой им умершей дочери Бедржишки.
Сметана – педагог, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, неутомимый борец за процветание национального искусства.
В поистине всенародное движение превратилась борьба композитора за основание чешского национального театра. В ту пору все пражские театры находились под контролем австрийских властей. Спектакли на чешском языке были запрещены. Сметана явился инициатором всенародной подписки и сбора средств для постройки здания Национального театра.
Еще одно несчастье поразило Сметану – он внезапно стал терять слух. Глухота настигла его в 1874 году, в возрасте 50 лет. Врачи признали болезнь неизлечимой. Она проходила мучительно. Его неотступно преследовал гул в ушах, звучание пронзительных звуков. Он был вынужден оставить театр, дирижерскую деятельность.
На протяжении 8 лет глухой композитор создавал оперы, симфонический цикл из 6 поэм и ряд других сочинений – фортепианных, камерных, хоровых. Какой же волей он должен был обладать, проявляя такую продуктивность.
Скончался Сметана в 1884 году в больнице для душевно больных. Похоронен на кладбище Вышеграда возле собора св. Петра и Павла.
Из последних сочинений Сметаны наибольший успех выпал на долю
симфонического цикла «Моя родина»
, из которого он не слышал ни одного звука.
Цикл «Моя родина», состоящий из шести поэм – «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских лесов и полей», «Табор», «Бланик» - является одним из лучших образцов чешской симфонической музыки. Композитор хотел показать красоту родной земли, воспеть ее природу, воскресить старинные предания, картины прошлого и укрепить веру в славное будущее своей родины.
Квартет «Из моей жизни
» (1876) — рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства. В 4 частях цикла воссозданы важные эпизоды биографии Сметаны. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность «к бою в жизни», воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, «радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве». Личные раздумья переплетаются с мыслями о судьбе родины. Эти мысли не покидали его до последних дней жизни. «Я хотел выразить в квартете бег моей жизни»- так поясняет Сметана замысел квартета.
«Влтава»
– самая известная поэма из цикла «Моя родина», названная именем реки Влтавы, протекающей по чешской земле. На ее берегах стоит много станинных замков и городов, в том числе и один из красивейших городов Европы – Прага. Много столетий стоит она на обоих берегах реки. Для чеха это не просто река, а неотъемлемая часть истории государства чешского. Река Влтава заканчивается в городке Мельник, где она вливается в воды другой знаменитой реки – Эльбы. Еще с древних веков она играла значительную роль в жизни народа. Дикая и неудержимая в верховьях, река спокойно и плавно несет свои воды при слиянии с Эльбой. Под впечатлением этой необузданной мощи в верховьях Влтавы композитор написал свое бессмертное произведение, воспев красоту реки в музыке.
В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. Позднее эта же мелодия легла в основу гимна Израиля ― «Атиква».
В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, с исполнения самого известного сочинения композитора — цикла «Моя Родина».
В Праге есть музей Сметаны, в котором хранятся личные вещи композитора, партитуры, дирижерские палочки, рояль, на котором он работал, письма и многое другое. Музей находится на Набережной Сметаны, напротив его памятника .Окнами музей выходит на знаменитый Карлов мост.
Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце и других чешских городах.
Здесь тоже кое-что о композиторе:
http://www.liveinternet.ru/users/4617174/post276004242
1.Симфоническая поэма "Влтава"
https://www.youtube.com/watch?v=yxN7dXbQ23A
2.Романс (фортепианная пьеса)
https://www.youtube.com/watch?v=WIUOv1U97EE
3.Струнный квартет № 1
https://www.youtube.com/watch?v=_L1lPraMNUk
4. Лучшее
https://www.youtube.com/watch?v=P7kJp6suBMw
( симфонический цикл "Моя родина"
5. Музей в Праге
http://www.praga-del.ru/muzey-bedrzhiha-smetanyi-v-prage.htm
«
Последнее редактирование: 03 Мая 2016, 10:07:23 от Галина*$
»
Записан
Страниц:
1
...
3
4
[
5
]
6
7
...
9
На главную
‹
Православный форум храма св. Василия Великого
‹
Искусство
‹
Музыка
‹
Тема:
Беседы о классической музыке и музыкантах. Слушаем, обсуждаем.
Перейти в:
Пожалуйста, выберите назначение:
-----------------------------
Наша Вера и духовная жизнь
-----------------------------
=> Православная вера
=> Пост
=> Праздничные и памятные события
=> Обсуждение новостей и православных событий
=> Жизнь и события нашего города и прихода
=> Совместная молитва
=> Просьбы о молитве
=> Паломничества и путешествия в нашей стране
=> Паломничества и путешествия зарубежные
=> Вопросы истории
-----------------------------
Семья, дети, воспитание
-----------------------------
=> Семейная жизнь
=> Мужчины и женщины
=> Детский сад
=> Домашний очаг и наш досуг
-----------------------------
Искусство
-----------------------------
=> Литературная страница
=> Живопись
=> Музыка
=> Кино и видеосюжеты
=> Фотоочерки
=> "Тасина галерея"
-----------------------------
Разное
-----------------------------
=> Немного о себе, или давайте познакомимся!
=> Пятничные посиделки
=> Беседка
=> Профессиональные консультации
=> Посоветуйте мне
=> Медицинские вопросы
=> Православный юмор, казусы
=> Суеверия, магия, оккультизм
=> Книга отзывов и предложений
=> Правила форума
Powered by SMF 1.1.21
|
SMF © 2006-2009, Simple Machines
Загружается...