Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: О молитве
Страниц: 1 ... 8 9 [10] 11 12 ... 28 Вниз Печать
Автор Тема: О молитве  (Прочитано 359094 раз)
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #135 : 23 Октября 2012, 19:05:38 »

  Людочка, ты большая УМНИЦА!!! Я "следую" твоему совету. 
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #136 : 23 Октября 2012, 19:10:14 »

" мы,немощные и находящиеся в борьбе (со страстями),должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов и отнюдь не смущаться,ибо смущение подаёт врагу силу больше на нас вооружаться,а смирение прогоняет его.А если бы всегда имели молитву чистую без развлечения,то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов,от врага наносимых.Помните,что Бог приемлет молитву смиренных.Все молитвенные правила надо проходить со смирением,не думая,что "я хорошо делаю",как думал фарисей."

               Преподобный Макарий Оптинский(Иванов)
Спаси Господи, Ириша! Очень полезную цитату привела!
Не советую, просто хочу сказать, как у меня бывает. Если "сильно улетаю " в мыслях от молитвы, то тогда перечитываю, а , если "чуть шатнуло" или отвлекли(не в пустыне живём,рядом с нами наша семья, близкие, им тоже надобно служить), тогда просто начинаю с того места, где прервалась.И не нужно, мне думается ,много "грузиться" вопросом "о "правильной" и угодной Господу  молитве.Так и до прелести недалеко, и до уныния."Просто молись и веруй!"

Да, так и есть, как начинаешь задумываться правильно или неправильно делаешь и получается все неправильно и кажется, что и не научишься делать правильно...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #137 : 23 Октября 2012, 19:12:32 »

Записан
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #138 : 24 Октября 2012, 07:37:09 »

Не советую, просто хочу сказать, как у меня бывает. Если "сильно улетаю " в мыслях от молитвы, то тогда перечитываю, а , если "чуть шатнуло" или отвлекли(не в пустыне живём,рядом с нами наша семья, близкие, им тоже надобно служить), тогда просто начинаю с того места, где прервалась.И не нужно, мне думается ,много "грузиться" вопросом "о "правильной" и угодной Господу  молитве.Так и до прелести недалеко, и до уныния."Просто молись и веруй!"

Полностью согласен с Людмилой ! Я поступаю так же, то есть начинаю молитву с начала только если вообще "улетел" и потерял нить молитвы. А если просто отвлёкся и заметил, что появились "не те мысли", то вздыхаю "Господи помилуй" и продолжаю читать (не с начала).
По этому поводу мне понравилась мысль батюшки в какой-то передаче по "Союзу" о том, что если взять за правило всегда возвращаться к началу - то лукавый может так запутать, что мы и одну молитву не дочитаем (будем всё возвращаться и возвращаться) и в итоге вместо молитвы будет одно раздражение.
Так что к вопросу, что делать если появились не молитвенные мысли нужно подходить с разумением и обязательных правил здесь быть не может - я так по своему скудоумию думаю.
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #139 : 24 Октября 2012, 07:40:40 »

читая,думаешь:"вот ЭТУ молитву Господь услышит.вот ОНА,Господи,от всего сердца"
Саша, тебе на это Людмила (Hendel) прекрасно ответила первой цитатой. Так что не обращай внимание на эти мысли (уж боль близки они к прелести), а продолжай молится и не забывай в конце поблагодарить Бога за Всё.
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #140 : 24 Октября 2012, 07:45:30 »

Да, так и есть, как начинаешь задумываться правильно или неправильно делаешь и получается все неправильно и кажется, что и не научишься делать правильно...

Как раз не давно перечитывал В. Свенцицкого и вспомнил, что он хорошо (как мне кажется сказал о молитве).

Из книги "Диалоги" протоиерея Валентина Свенцицкого
(из десятого диалога - "О духовной жизни"):

"Молиться надо начинать не мудрствуя и не задаваясь вопросом: как все это будет? Не надо усложнять дело никакими вопросами "от разума", который первый в нас самочинник и, развращенный мирским своеволием, непременно будет нагромождать один вопрос на другой. Старайся не слушать его. Скажи себе, что будешь молиться, как Церковь учит. Что это обязанность твоя перед Богом. Выйдет, не выйдет, а свое делать будешь. И непременно имей келейное правило. Самое малое, начиная хотя бы с нескольких молитв. Чтобы от слова перейти к делу. Этот переход будет такой переменой в твоей жизни, что ты и представить себе не можешь. Человек молящийся и немолящийся - это люди двух разных миров. Молитва вначале даст тебе прежде всего это основное чувство, что ты "по эту сторону", где Церковь, на узкой дороге, в ином Царстве, а не с ними, там, по другую сторону, в царстве во зле лежащего мира. Молясь, ничего особенного не жди и решительно ничем не смущайся. И никакими особенными задачами не задавайся, чувствуй себя младенцем, который еще ходить не умеет. Где ему рассуждать да разными вопросами задаваться. Тебе бы лишь на ногах устоять да несколько шагов сделать. Ты их и делай: старайся не отвлекаться от слов молитвы по сторонам, а отвлечешься - назад [к молитве] возвращайся"...

..."Кончишь молиться - станет на душе хорошо. Слава Богу. Останешься как бы ничего не чувствующим - не смущайся. Никаких особых переживаний сам в себе не вызывай, но и возникающие не отгоняй. Все предоставь Господу."...

..."Ты делай свое дело. Ибо дело твое великое и истинное. Понемногу войдешь в слова молитвы. Ведь они не от головы созданы, а от жизни. За ними стоит подвиг, сокрушение о грехах, борьба со страстями, вера, надежда, любовь, благодатное озарение, жизнь о Духе Святе. Боишься, что в эти слова не уложатся твои чувствования? Да в них весь мир уложится - не только твои душевные состояния. Лишь бы душа твоя соединилась с теми чувствованиями, которые стоят за словами святых молитв. Но если ощутишь некую потребность и свои слова от сердца сказать Господу - и этому не препятствуй. Дополни ими свое молитвенное правило. Никогда не старайся воображать и образно представлять тех, кому молишься, ни Господа Иисуса Христа, ни Его Пречистую Матерь, ни силы Бесплотные, ни угодников Божиих. Образное представление при молитве - бесовское искушение, которое угрожает человеку духовной гибелью."...

..."[Образ того кому ты молишься] не в воображении должно быть у тебя, к кому обращаться, а в сердце - не в образе, а в чувстве. Не внешние черты, внешний облик должны быть перед тобою, а внутреннее, в сердце пребывающее чувствование образа. Потребное для молитвы внешнее дастся тебе в иконе, молясь которой, обращаешься к первообразу не через воображение живых внешних черт, а через сердечное духовное состояние. Иначе, действием воображения будет казаться тебе, что перед тобою Господь Иисус Христос со всеми внешними чертами, которые представляешь себе в Нем, и сделается этот образ совсем ясным, как бы перед тобой стоящим и чувства соответствующие подымутся, но будет это не Христос Спаситель, и все чувства твои будут не молитвою, а бесовским наваждением. Может явиться и как бы теплота сердца, и слезы, и радость -и все будет не настоящее, а подделка вражеская, в которую вовлечет тебя враг. И заметно это будет только по внутреннему признаку, непослушанию, гордыне, ослеплению духовному. Но все это трудно будет самому в себе заметить и сознать. Боже сохрани от всего этого. Молиться образно - дело безумное."...

..."Переход [от первых шагов в молитве] к дальнейшим должен быть не от головного решения, а от духовного возрастания. Будешь жить церковной жизнью - и с Божией помощью станешь внутренно отходить от мiра и прилепляться к Господу. А вместе с тем потянется твоя душа и к молитвенному деланию. Захочется тебе чаще и дольше заключаться в келье на молитве. В мiру ты будешь "чужой". В храме и келье на молитве у себя дома. Молитва станет сладостным делом, к которому ты будешь спешить, закончив необходимое "мiрское послушание", и келейное молитвенное правило станет казаться тебе таким коротким, что ты с трудом будешь отрываться от него. Проверь это чувство. Не случайное ли оно настроение? Устойчиво ли оно в тебе? И когда убедишься, что устойчиво, тогда увеличь молитвенное правило. "...

..."Вожделенная надежда для каждого подвизающегося - стяжать постоянную молитву в сердце, чтобы молитва всегда жила и действовала в нем. Чтобы живой, несказанный благодатный дар молитвы, который и в словах молитвенных, и без слов, и в храме, и в келье, и в делах житейских, и даже во сне - всегда, как величайшая драгоценность и самая неоцененная радость, всегда бы ощущался в таинственных и непостижимых глубинах твоего духа. Это - надежда. Но никогда да не дерзнет самочинный вызвать в себе своими усилиями такое состояние. Пусть никогда не говорит человек: не пора ли мне переходить к молитве без слов. Молитва становится умною и вселяется в сердце не по решению человеческому, а по милости и благодати Божией."...
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Елена I
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1219



Email
« Ответ #141 : 24 Октября 2012, 07:51:26 »

Здорово! спасибо, Дима.
Записан
Aleksandra
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 128


на руках сынок Максимка


Email
« Ответ #142 : 24 Октября 2012, 07:52:40 »

спасибо,Дима.
Записан

наружную внешность может изменить каждый,внутреннюю-дано немногим
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #143 : 24 Октября 2012, 08:00:15 »

Вот нашёл у себя файл про который вчера писал (отрывок из книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу) .

Хотя я точно помню, что выкладывал его форум, но куда и когда 
По этому решил ещё раз выложить его, может быть кого-то он заинтересует...

PS. О себе могу сказать, что в своё время этот отрывок (да и вся книга) оказал на меня большое влияние.

*  (121.5 Кб - загружено 473 раз.)
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #144 : 24 Октября 2012, 08:35:56 »

Я тоже "запоем" ее прочитала. Была в восторге. Потом услышала от проф.Осипова отрицательное мнение сего творения, который так и говорит, что, если следовать наставлениям в книге, то легко впасть в прелесть.

Дима, огромное спасиБо за выкладку статьи о молитве: очень хорошая вещь и много полезного для себя нашла!
Записан
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #145 : 24 Октября 2012, 10:33:29 »

Вот ещё цитата из той же книги протоиерея Валентина Свенцицкого, здесь он говорит о духовной жизни, её задачах и трудностях на пути Спасения:

..."Самая главная задача на пути твоей внутренней жизни: борьба со страстями, внутреннее ограждение себя от мирских начал. Эта задача в корне изменит всю твою жизнь и даст ей совершенно новое содержание, поставит тебя в совершенно иное отношение ко всему окружающему миру. До сих пор ты не знал никакой внутренней борьбы с "грехом". Перед тобой не было вопроса о "вечной жизни". Земная жизнь знает лишь те нравственные законы, которые определяют взаимоотношения людей в пределах здешних земных интересов и здешних земных задач. Грех - это нарушение закона Божественного, открытого людям для достижения вечной жизни, и потому-то, что кажется людям заслуживающим одобрения, - мерзость перед Богом. Ты никогда не просматривал своих душевных состояний, своих помыслов, своих чувств, своих поступков, всей своей внутренней, да и внешней жизни с точки зрения этих высоких требований Божественного закона. Все твои нравственные понятия и вся твоя нравственная жизнь были вне всякого вопроса о спасении. Ты жил до сих пор, как частица мира сего по его понятиям и по его стихиям. Теперь ты должен начать внутренний просмотр всей своей жизни. С каким ужасом увидишь ты, при этом новом освещении, самого себя. Представь себе неописуемой красоты храм. В ней доверху навалены груды мусора, отвратительной грязи, всякой нечистоты. Драгоценные украшения свалены в самый дальний и темный угол. Этот храм - твое сердце, где твоя духовная жизнь? Где драгоценный Божий дар? Не груды ли мирской мерзости завалили в нем все? И ты должен начать в покаянии и в причащении Святых Тайн, в молитве и посте, уповая во всем на милость и помощь Божию, очищать свое сердце, освобождать от мирского хлама духовную свою жизнь. Это будет не так просто. Эта борьба потребует громадных усилий, терпения, веры. Она будет поглощать все твое внимание и наполнять всю твою жизнь. Все интересы твои, все оценки, все вкусы - все станет иным. Хорошим для тебя станет не то, что увеличивает твое земное благо, а то, что содействует твоему внутреннему устроению. И плохим не то, что. уменьшает земное благо, а то, что препятствует твоему спасению. У тебя никогда не будет чувства скуки, пустоты жизни, и ты не будешь рваться к внешнему общению с людьми, к пустым разговорам, к заполнению жизни своей внешними впечатлениями. У тебя будет великая задача внутреннего устроения, ты будешь стремиться все пережить во благо своего спасения, и это преисполнит твою жизнь полнотой нравственного содержания. Те события, которые в миру кажутся грандиозными, станут для тебя пустыми. А то, что раньше проходило без всякого внимания, сделается для тебя великим и важным. Многие ничтожные события твоей жизни, какие-либо встречи с людьми, житейские неприятности, раздражительное, злое слово, все, что раньше было для тебя житейскими мелочами, станет совсем иным, ибо иными станут для тебя те душевные состояния, которые стоят за ними. Ты увидишь, что душа твоя находится в рабстве у страстей. Что свободный дух твой потерял свою истинную свободу. Что ты раб самолюбия, тщеславия, гордыни, чревоугодия, зависти, гнева, ревности, блуда.

Начать жить духовною жизнью - это значит объявить беспощадную войну порабощающим страстям. И поскольку ты будешь освобождаться от них, ты будешь отрываться от мира и заключаться в свой невидимый монастырь. Не думай, что этого возможно достигнуть "сразу", и не унывай, видя, как медленно и плохо идет твоя работа. Знай, что и на самых высоких ступенях духовной лестницы бывают страшные падения, и на первых ступенях посещает душу по милости Божией - Божественная благодать. Посему никогда не гордись, что достиг многого, ибо все можешь потерять в единый миг, и не унывай, что имеешь мало, ибо все в руке Божией. Но трудись спокойно, неослабно, терпеливо. Никогда не спрашивай, долго ли тебе изнемогать в борьбе и когда придет желанное освобождение? Ответ готов: до конца дней твоих, всегда, пока не призвал тебя Господь. И никогда не подсчитывай плодов. Ты должен думать только о трудах, а плоды от Господа. Ожидание плодов родит нетерпение, нетерпение - уныние, уныние - страсти, ибо, если человек чувствует себя безнадежным, машет на все рукой и говорит: "все равно ничего не выйдет", на смену его безнадежности явится желание "жить как все". Враг часто ловит людей на этом. Подвизающийся должен с самого начала поставить дело своего внутреннего устроения так, чтобы самую мысль о плодах считать лукавой. Ожидать плодов духовных от своих подвигов - это значит уповать на свои силы. А в жизни духовной все должно быть возлагаемо на помощь Божию, на Его святую волю, на Божественную благодать. И потому со смирением делай то, что требует от нас Господь. И не только не жди "плодов", но не смущайся, если явно не будет так. Помни всегда слова св. Иоанна Златоуста: "Бог обыкновенно возлагает венцы, взирая не на конец подвигов, а на расположение подвизающихся". Вот это-то расположение и труды, от него проистекающие, требуются от тебя. Иной раз всю жизнь испытывает Господь и смирение, и терпение человека. Не дает ему благодатных состояний. И они лишь на смертном одре за труды всей подвижнической жизни даруются Господом по неизреченной Его милости.

Путь жизни духовной - трудный путь. Но только в нем истинная жизнь, ибо только он приводит к спасению и жизни вечной.

Враг нашего спасения не любит отпускать от себя человеческую душу и каждого, встающего на путь спасения, стремится удержать в своих сетях. Он воздвигает неожиданные препятствия, и внешние, и внутренние, он ополчается всяческими соблазнами, он повергает в бездну падения. Он строит самые невероятные козни. Этого всего надо ждать и ко всему этому надо быть готовым, памятуя слова Ап. Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить" (1 Пет. 5, 8 ). Это сказал Апостол, который сам отрекся от Христа, трижды был после этого призван Господом пасти овец и стал Апостолом Первоверховным, как и гонитель Савл, ставший Первоверховным Апостолом языков. Промысел Божий привел тебя к Церкви. Здесь источник жизни. Вставай же на путь спасения - решительно, твердо, без двоящихся мыслей и начинай жить сначала"...
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #146 : 24 Октября 2012, 10:48:30 »

Потом услышала от проф.Осипова отрицательное мнение сего творения, который так и говорит, что, если следовать наставлениям в книге, то легко впасть в прелесть.
Лена, Осипов говорит о том, что приёмы описанные в книге для достижения высоких степеней молитвы могут привести человека в прелесть. Вот в чём духовная опасность рассказов, об этом предупркждает и В. Свенцицкий: "никогда да не дерзнет самочинный вызвать в себе своими усилиями такое состояние".

Так что читайте "Рассказы..." с рассуждением и не дерзайте решать своим умом, что пора переходить на следующую ступень молитвы - вот путь который может обезопасить о прелести.

А вообще я лично бы порекомендовал сначала прочитать книгу "Умное делание - о молитве Иисусовой" - игумена Валаамского монастыря Харитона. Она предостережёт от некоторых ошибок, которые есть в "Рассказах...".
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #147 : 24 Октября 2012, 11:38:34 »

И ещё о молитве:

Из наставлений старца Арсения (Папачока)
О старце:
19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошёл ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) — старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, — опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.

Ответ старца на вопрос:
— Многие верующие жалуются, что не находят в себе сил, чтобы молиться. Что делать, чтобы иметь рвение и благоговение к священной молитве?

— Не надо прекращать молиться, хотя бы умом. Эти моменты опустошённости, взлётов и падений случаются и у святых людей — ради их смирения. Бог соразмеряет дары по силам каждого, чтобы было духовное равновесие. Одни теряют в качестве молитвы, другим, кто молился со смиренным сердцем, бывает некое утешение, и они на радостях молятся только для того, чтобы их снова посетили утешения, но это простое заблуждение: мы как бы торгуемся, а такие утешения могут приходить и от бесов, ибо фальшивое удовлетворение ложью чувствуется. Бесы рады удерживать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался невосприимчив к настоящему утешению от молитвы, вырывающейся из сердца без всякого расчёта и безостановочно. Молись смиренно, чтобы привести Бога в сердце твоё, а не возноситься умом и блуждать в высотах, ибо лучше быть ничем, чем героем кого-нибудь ещё, кроме Христа.

В молитве мы нуждаемся непрестанно, потому что нам следует всегда быть с Богом, да и лукавый подстерегает нас тоже всё время. Милость Божия с нами; пусть не боится ни одно опечаленное сердце, ибо мы искуплены Кровью Спасителя, а значит, стоим очень дорого".
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #148 : 24 Октября 2012, 13:23:32 »

Дима, спаси тебя Господь! Читала все с большим вниманием, нашла для себя очень много полезного, интересного, постараюсь найти те книги, о которых ты упоминаешь и прочесть... Слава Богу за все!
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #149 : 24 Октября 2012, 13:39:25 »

  Дай Бог Тебе здоровья и спасения, Димитрий!
Записан
Страниц: 1 ... 8 9 [10] 11 12 ... 28 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: О молитве
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines