Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"  (Прочитано 33351 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« : 30 Марта 2013, 17:51:30 »

По просьбе сестер начинаю размещать лингвистический (лексико-семантический) анализ стихотворений Арсения Тарковского, в котором упоминаются бабочки в символическом значении. Так как это научная работа, то язык скучный, и , наверное, непонятный. Кое-какие термины расшифровывала, они подчеркнуты.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Olga N.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1055


ОЛЬГА


Email
« Ответ #1 : 30 Марта 2013, 18:57:45 »

Вера!Пиши дальше! Безумно интересно! Филфак заканчивала?
Специализация какая?
Записан

Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. (Псалтирь 61:2).
Olga N.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1055


ОЛЬГА


Email
« Ответ #2 : 30 Марта 2013, 18:59:42 »

СамО стихотворение изящное
И анализ
Записан

Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. (Псалтирь 61:2).
Olga N.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1055


ОЛЬГА


Email
« Ответ #3 : 30 Марта 2013, 19:02:51 »

У меня диплом был по теме "Образ художника в русской романтической новелле и новелле Серебряного века. Сравнительно-сопоставительный анализ"...Да все быльем поросло, и текста на руках нет
Записан

Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. (Псалтирь 61:2).
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #4 : 31 Марта 2013, 11:51:05 »

Да, Оля, я заканчивала филфак педогогического универа, специальность "русский язык и литература", училась по старой программе, было много часов по языку и литературе.
СпасиБо за хороший отзыв! Хотя я уверена, что этот анализ может быть интересен только 3-4 людям с форума. Сама уже по другому отношусь к различным анализам: лингвистическим и литературоведческим - это как препарирование по живому. 
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #5 : 31 Марта 2013, 11:56:31 »

Вера, а продолжение будет?
Я жду, затаив дыхание, мне интересно.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #6 : 31 Марта 2013, 12:06:50 »

Да-да, продолжу набирать по-тихоньку.  Наташа, спасиБо, на самом деле это очень мешает.
Вообще, читаю ваши отзывы и думаю: среди неспециалистов легко быть "звездой", а вот что бы сказал опытный филолог...? 
« Последнее редактирование: 31 Марта 2013, 12:26:22 от ВераН » Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #7 : 31 Марта 2013, 12:31:24 »

  Верочка... Оставайся лучше звездой. Ну их, опытных филологов.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #8 : 31 Марта 2013, 12:40:54 »

 
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #9 : 31 Марта 2013, 13:53:53 »

БАБОЧКА В ГОСПИТАЛЬНОМ САДУ
Тарковский Арсений
   
Из тени в свет перелетая,
Она сама и тень и свет,
Где родилась она такая,
Почти лишенная примет?
Она летает, приседая,
Она, должно быть, из Китая,
Здесь на нее похожих нет,
Она из тех забытых лет,
Где капля малая лазори
Как море синее во взоре.

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.

А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.
Пожалуйста, не улетай,
О госпожа моя, в Китай!
Не надо, не ищи Китая,
Из тени в свет перелетая.
Душа, зачем тебе Китай?
О госпожа моя цветная,
Пожалуйста, не улетай!


«Бабочка в госпитальном саду» - стихотворение, почти документально описывающее мысли и чувства, которые рождаются в душе выздоравливающего после ранения автора при виде порхающей бабочки. Внешнее пространство и обстоятельства обозначены лишь в названии, но мы их реконструируем, обращаясь к биографическим данным из жизни Арсения Тарковского.
Композиционно стихотворение разделено на 4 части: 1 часть – 10 первых строк, 2 часть – 10-16 строки, 3 часть – 16-20, 4 часть – 20-27. В основу композиционного деления положена динамика  субъектно-объектных отношений. Субъектом выступает лирическое «я» автора, объектом – бабочка. Сбособы номинации (обозначения) объекта (через личное местоимение «она» и перефрастические обращения) имеют принципиальное значение для выявления идейной насыщенности образа бабочки в этом стихотворении.

 Попробуем проследить процесс символизации внешнего объекта.

1 часть
1 Из тени в свет перелетая,
2 Она сама и тень и свет,
3 Где родилась она такая,
4 Почти лишенная примет?
5 Она летает, приседая,
6 Она, должно быть, из Китая,
7 Здесь на нее похожих нет,
8 Она из тех забытых лет,
9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре.


Здесь мы видим описание полета реальной физической бабочки. Присутствуют как объективные (строки 1,5), так и субъективные (строки 2,4,5,6,7,8) черты восприятия объекта. Степень субъективности образа бабочки возрастает с каждой строкой.
 
Первоначально объект вызывает ощущение материальной двойственности (Она сама и тень и свет)

 Пространственной и культурной чужеродности (Она, должно быть, из Китая, Здесь на нее похожих нет)

 Временной неправдоподобности, фантомности  (Здесь на нее похожих нет,
 Она из тех забытых лет)

Бабочка совмещает в сознании лирического героя два временных пласта: настоящего и прошлого и становится идейно-образным воплощением отдаленного временем и пространством счастья единения с любимой. Реальная бабочка, материальный объект, трансформируется в образ-символ, который включает у героя механизм ассоциативного мышления.

9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре.

Во второй части стихотворения

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.


Объект номинируется, как и прежде – через личное местоимение «она», но изменяется степень его самостоятельности. Объект приобретает субъектные качества через антропоморфное действие (присущее человеку) : клянется, не держит слова, считает, читает.
Обобщенность, зыбкость номинации (называния, обозначения) и присоединение антропоморфных черт наделяет предмет авторского описания двойственностью: это и бабочка, и женская сущность, наделенная чертами легкомысленности, нелогичности, легкого и воздушного отношения к жизни. Мы видим, как во второй части символ бабочки получает значение обобщенной женственности.

В третьей части:

А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.


Объект вторично обозначается прямо «бабочкой» (первый раз в названии). Здесь автор наделяет, но не называет, бабочку именем собственным (А имя бабочки – рисунок), которое должно вычленять ее как единичный объект.

Следующая строка (Нельзя произнести его)говорит о том, что оно не может быть названо, так как наделено не лингвистической образностью, связанной с объектом жесткой конвенцией, а изобразительной, визуально-пространственной (рисунок). При таком виде образности представление об объекте восприятия складывается согласно внутренним представлениям субъекта.

Метафорическое сравнение (Она как зеркальце простое)утверждает символическое значение бабочки для каждого: любой человек, взглянув на бабочку, видит в ней отражение наиболее значимого и любимого для себя. То есть, она включает, по мысли автора, механизм ассоциативного мышления у каждого на нее смотрящего также, как у лирического героя в 1ой части (пропорция образ:амальгама=знак:отражение).

Делая вывод, можно сказать, что образ бабочки в 3ей части получает идейную манифестацию, в основе которой лежит объективизация ее субъективного восприятия.

4 часть

1 Пожалуйста, не улетай,
2 О госпожа моя, в Китай!
3 Не надо, не ищи Китая,
4 Из тени в свет перелетая.
5 Душа, зачем тебе Китай?
6 О госпожа моя цветная,
7 Пожалуйста, не улетай!


В последних 7 строках стихотворения видим лексические и синтаксические повторы в строках 1-7 (пожалуйста, не улетай), 2-6 ( о госпожа моя), 3-5 (не ищи Китая - зачем тебе Китай) создают три композиционных кольца, в центре который оказывается строка (Из тени в свет перелетая), буквальный повтор первой строки стихотворения.

Но если в первой части тень и свет понятия физического порядка, то здесь они явления культурологические, философские, общеэстетические, и переводят символ бабочки в бытийный план. Бабочка становится для лирического героя началом, соединяющим различные времена и пространства, а также знаком, который превращает любое место, в котором он оказывается, родным и понятным. Значимость бабочки многократно возростает для лир.героя к концу стихотворения (О госпожа моя), он не просто обращается к ней, а как бы заклинает с помощью магической формулы (три композиционных кольца с повторами).

Проанализировав стихотворение, мы пришли к выводу, что оно уникально для исследования природы символа. Автор максимально точно показывает нам последовательность развития простого образа в многозначный символ в сознании лир. героя.

Если проследить взаимодействие образа и идеи в изображении бабочки, то получаем следующее: в 1ой части символизация минимальная, образ бабочки является тем психическим образованием, которое «включает», запускает в сознании лир. героя механизм ассоциативного мышления.

Восстановим цепочку ассоциаций: бабочка в настоящем – бабочка в прошлом (она из тех забытых лет) – голубой цвет ее крыльев (как  капля синяя лазори) – цвет глаз возлюбленной (море синее во взоре.

1 Из тени в свет перелетая,
2 Она сама и тень и свет,
3 Где родилась она такая,
4 Почти лишенная примет?
5 Она летает, приседая,
6 Она, должно быть, из Китая,
7 Здесь на нее похожих нет,
8 Она из тех забытых лет,
9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре

Во 2ой части образ бабочки неразрывно связан с образом возлюбленной по принципу психологического подобия. Символизация здесь выражена с помощью формальных средств (обобщенная номинация, олицетворения), что позволяет говорить о сознательной установке автора на выявление символического смысла изображаемого объекта, который здесь имеет психологически-интимное значение «обобщенной женственности».

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.
В 3ей части автор с помощью метафорических сравнений придает бабочке функцию общечеловеческого символа, прямо указывая на символическую природу образа, или, другими словами, манифистирует его символизм.
А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.

В 4ой части образ бабочки, как и во второй, получает индивидуально-авторское символическое значение, но поднимается на другой уровень осмысления. Он уже связан не с личностными чувственными впечатлениями лирического героя, а его самоощущением в общечеловеческом культурном контексте, то есть приобретает бытийное значение.

1 Пожалуйста, не улетай,
2 О госпожа моя, в Китай!
3 Не надо, не ищи Китая,
4 Из тени в свет перелетая.
5 Душа, зачем тебе Китай?
6 О госпожа моя цветная,
7 Пожалуйста, не улетай!

Схема эволюции образа бабочки:

1 часть: образ физического объекта, символа нет
2 часть: образ психологической сущности объекта, символ индвидуально-психологический «женская сущность»
3 часть: символ общеловеческий в авторском понимании, «зеркало, душа», «явление сущего»
4 часть: бытийный символ

« Последнее редактирование: 31 Марта 2013, 14:01:35 от ВераН » Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #10 : 31 Марта 2013, 14:41:52 »

Делая вывод, можно сказать, что образ бабочки в 3ей части получает идейную манифестацию, в основе которой лежит объективизация ее субъективного восприятия.
Круто.
Верочка, ну до чего ж интересно. Давай, выкладывай всё, что у тебя есть. Давненько ничего такого не читала. Соскучилась.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #11 : 31 Марта 2013, 14:49:26 »

Гы! Алла, ты нашла самый перл! Кое- какие сомнительные конструкции я расшифровывала в процессе набора текта, это не смогла! 
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #12 : 31 Марта 2013, 14:51:41 »

  Глаз-алмаз.
Раз пять прочитала, вся надежда на авторское толкование.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #13 : 31 Марта 2013, 15:03:18 »

Авторское символическое значение выражено не опосредованно, а явно, с помощью формальных средств, метафорических сравнений.
О = другой О это и есть идейная манифестация
С помощью объективных приемов происходит проявление субъективных смыслов, так яснее? 
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #14 : 31 Марта 2013, 15:09:09 »

А если опосредованно, то это как?
И не всегда ли поэтические приемы служат проявлению субъективного смысла? Что может быть объективного в поэзии? Лирическое произведение изначально строится на субъективности. Нет разве?
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines