Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Страниц: [1] 2 3 ... 6 Вниз Печать
Автор Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"  (Прочитано 64735 раз)
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« : 06 Октября 2014, 14:20:12 »

Глава 17. ВОПРОС


  С первого мгновенья нашего существования и до последнего вздоха, отлетающего от нас, вся наша жизнь – один нескончаемый вопрос. Мы вопрошаем, взывая, умоляя, рыдая, наблюдая, сравнивая, в стихах и песне, в любви и ненависти, стучась в дверь и глядя на часы, просыпаясь и засыпая. Спрашиваем в минуты сомнений, молитвы и веры. И наш последний вздох, по сути, - наш последний вопрос к природе и Богу.

   Так что искусство жить есть в то же время и искусство задать вопрос. И если бы знали мы, как правильно его задать, многое в нашей жизни происходило бы по-другому… Так что учите, люди, своих детей умению правильно ставить вопросы!..
Вопрос – это нечто куда более глубокое и значимое, чем просто «вопросительный знак» - это зачастую поверхностное, безразличное краснобайство: справляются о нашем здоровье, времяпровождении, вкусах, мнениях без всякого интереса к тому; и как смешны бывают простецы, пытающиеся давать на всё это пространные ответы… Ведь в вопросительном тоне не всегда содержится вопрос. Существуют на свете такие скромники, которые выражают свое мнение исключительно в вопросительной тональности: «не правда ли?..» Но есть и деспотические натуры, в вопросах которых чувствуется жесткий подтекст, априори подготавливающий уступку с другой стороны. Есть риторические вопросы, в которых ответ подразумевается сам собой; есть и наводящие вопросы, в которых ответ как бы подыскивается… Всё это – голые «вопросительные знаки», за которыми не чувствуется глубокого, священного естества истинного вопроса.


   Истинный вопрос требует ответа. Он рождается из внутренней неполноценности нашей сущности, которой чего-то не хватает и которая как бы протягивает руку за тем, что упущено, чего недостает. В истинном вопросе заложена потребность, голод или жажда, а может быть, страдание или изнеможение. В нем – брешь, которую необходимо заполнить. В нем – слабость, ищущая силы и подкрепления; в нем – неуверенность, незнание, дефицит воображения, достоверности и мощи. Поэтому в каждом зове, в каждой просьбе, в каждом изыскании слышится вопрос; поэтому так часто слышится вопрос в мелодии, которую несут в себе намерения и желания человека; поэтому так деликатно вопрошает любовь и так категорично – ненависть; просыпаясь, мы спрашиваем начинающий свое движение день: «Что ты готовишь мне?», а засыпая, спрашиваем святую мудрость поглощающей нас ночи: «Придет ли утешение хоть во сне?..» Жить – значит спрашивать. Мы спрашиваем от несчастья, мы вопрошаем о счастье; от немощи вопрошаем о здоровье, от мрака – о свете, от сомнений – об очевидности, от страха – о защите. Мы спрашиваем, потому что дальше без ответа жить не можем. Так что истинный вопрос – это борьба, зов и просьба.
Попытаемся провести грань между глупым и умным, верным и неверным, зрелым и незрелым вопросом.


   Глупый вопрос, из-за хаоса в душах, задается обычно наобум и остается ни с чем, так как не знает, чего ему недостает, и только ясновидец способен ему помочь, прозрев подоплеку его и вызволив его из хаоса. Умный вопрос, наоборот, исходит из внутренне упорядоченного строя и подобен световому лучу прожектора, который знает наверняка, что ему надобно в темных тучах.
Неверный вопрос проистекает из такой же души и не заслуживает ответа, потому что он сам по себе – ничто. Верный вопрос рождается в муках, он исходит от людей, которые знают, что такое «духовное убожество», вполне ответственно способны поставить вопрос и понимать всю серьезность его. Такие вопросы заслуживают любовного рассмотрения и совета.


   Незрелый вопрос всё еще дремлет в душе или едва-едва пробудился; сонно и вяло бродит он в сумерках душевных покоев, избегая опасности попасть в никуда. Зрелый вопрос, напротив, бодр и здоров; он требует, он настаивает, он полыхает; он – словно священное пламя, он дышит мощью и отвагой и не успокоится до тех пор, пока не услышит ответа.

   Чем значительнее человек, чем большей творческой силой он обладает, тем умнее, вернее, достовернее, звучит его вопрос; тем весомее его вопросы в целом и тем быстрее находят они отклик. И так везде: среди людей, в природе, в мире божественных сущностей. Гениальный человек как бы держит в своих руках надежные ключи от всех дверей и всех ворот. Если он ставит вопросы своим ближним, они звучат как разъяснение, подсказка, призыв. Если он ставит вопросы природе, его наблюдения и опыты напоминают повеление Али-Бабы: «Сезам, откройся!», как будто природа только этого и ждала и теперь вот с покорной радостью идет в его подчинение. А если он своими пламенными «вопросами» взывает к всевышнему, молитва его, словно огненный столп, простирается над его головой и приносит ему желанный ответ в образе огненных языков, изливающих на него и свет, и свою благодать.
Истинный вопрос, таким образом, проистекает из нищеты духа, явного смирения, сжигающей жажды, а потому уже в самом себе несет благословенность. Потому что вопрос дан человеку как святое право и является выражением его достоинства и свободы. Человек призван к вопросу, и только ему одному дано задавать истинные вопросы.

   Смутным томлением, неслышным зовом, беспомощным усилием дышит вопрос, обращенный к природе: священным молчанием вопрошают горы; запахами и красками вопрошают цветы; вопрошающе горят светлячки в траве; смиренно луна вопрошает солнце; вопрошающе глядят на нас животные, обнюхивая друг друга. Но преимуществом правильно, истинно поставить вопрос обладает только человек. И этим своим преимуществом он обязан исключительно милости Божией.
А потому вопрошай, человек, - из нищеты духовной, из смирения, жажды познания и дерзновений. Рискни постучаться в священной тиши – и тебе откроется.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #1 : 07 Октября 2014, 20:32:23 »

Аллочка, спасиБо тебе за сию тему!
Пока не могу сказать: насколько она для меня интересна или нет, но отклик уже нашла в моей душе.

Я по жизни всегда была и есть очень любознательна( не надо путать с любопытством). Всегда любила задавать вопросы. По всей вероятности они носили различный характер. Но такова моя натура: хочу знать не все, конечно, но хотя бы то, что лично меня интересует.

Помню, как имела глупость задать нашему, почившему уже, священнику, на уроке воскресной школы, вопрос о написании икон: почему на них вместе со святыми изображаются и прочие люди, как, например, Иуда на Тайной Вечере?..
 Ведь знала ответ, а вот, искушала, как тот евангельский персонаж, вопрошавший к Учителю о Заповедях Божиих.

Автор сей главы слишком критичен и многоглаголен. Все это, на мой взгляд (простолюдинки), можно было сказать куда проще и лаконичнее.

Простите мне моё мнение.

Поскольку это 17 глава, значит, существуют еще и предыдущие и, наверняка, последующие? Возможно, в них есть материал более интересен?
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #2 : 07 Октября 2014, 20:40:29 »

Это очень важные слова - о вопрошании. Ильин пустое не пишет.
По сути, наше общение с Небесами через молитву и есть вопрошание.
А потому вопрошай, человек, - из нищеты духовной, из смирения, жажды познания и дерзновений. Рискни постучаться в священной тиши – и тебе откроется.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #3 : 07 Октября 2014, 20:46:09 »

Я наверное покажусь глупой- но для меня Иван Ильин очень сложен, я вроде читаю, но осмылить не могу, трудно.Сразу чувствуется разница в интеллекте, всё таки Ильин не для всех, мне так кажется.
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #4 : 07 Октября 2014, 20:48:20 »

У него есть красивые вещи.Почти как японские стихи древней поэтессы.Очень красивые.Найду тот том-напишу что-нибудь оттуда.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #5 : 07 Октября 2014, 20:51:51 »

А я больше философию люблю, но Ильин и в философии необыкновенно поэтичен. Ильин глубок, его нельзя читать, торопясь.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #6 : 07 Октября 2014, 20:55:44 »

Я ж  и говорю- Ильина, как и Шнитке вкусить нужно, но всё-ж не для всех. Наверное , философия сродни хорошей музыке- не каждый услышит, только тонкий музыкальный слух и острота ума, я серьёзно.А у кого есть отсутствие  хотя-бы чего-то одого, тому трудно услышать эту красоту слов , или мелодии.
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #7 : 07 Октября 2014, 20:57:12 »

Временами разные интересы бывают.Даже не знаешь что завтра может понравиться или разонравиться.Это у меня так.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #8 : 07 Октября 2014, 21:01:57 »

Алла, спасибо. Добралась и я до чтения. Каков слог. 2 раза перечитала.  Буду искать книгу... Очень заинтересовала. Интересное размышление о вопросе.
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Людмила S.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2391


Смысл жизни


Email
« Ответ #9 : 07 Октября 2014, 21:03:10 »

А я всегда прислушиваюсь к мнениям, ставлю себе заметочку и потом читаю. Через несколько лет. Только тогда могу составить свое мнение.
Записан

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #10 : 07 Октября 2014, 21:06:12 »

Кстати,Ильину "Лето Господне"посвящено.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #11 : 07 Октября 2014, 21:06:22 »

Наташа! СпасиБО тебе, ура!
Книжку найти невозможно. Два года искала. Тираж 3100 экз. Всего. Мне подруга подарила. По мере возможности буду набирать еще текст.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #12 : 07 Октября 2014, 21:10:25 »

А я всегда прислушиваюсь к мнениям, ставлю себе заметочку и потом читаю. Через несколько лет. Только тогда могу составить свое мнение.

Людочка, я , пока и не имею мнения, как такового, но что-то меня "зацепило", от этого и возник интерес...
Аллочка, спасибо тебе за труд. Буду с нетерпением ждать продолжения...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #13 : 07 Октября 2014, 21:20:57 »

Временами разные интересы бывают.Даже не знаешь что завтра может понравиться или разонравиться.Это у меня так.
В этом мы с тобой похожи. У меня бывает, что при прослушке или прочтении первый раз остаюсь равнодушной или даже вовсе не понравилось, а во второй и последующие разы могу восторг испытать.
Наверно что-то с головой происходит 
Записан
Людмила S.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2391


Смысл жизни


Email
« Ответ #14 : 07 Октября 2014, 21:21:59 »

А я на слух не воспринимаю(((.
Записан

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem
Страниц: [1] 2 3 ... 6 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines