Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.
Страниц: [1] 2 3 4 Вниз Печать
Автор Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.  (Прочитано 66094 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« : 21 Ноября 2016, 16:21:26 »

Легостаева М.В. - православный психолог Санкт-Петербурга, много лет консультирует людей на форуме православного сайта "Азбука".

С разрешения Марины Вениаминовны Легостаевой буду размещать здесь ее статьи. Все тексты взяты из ее профиля ВКонтакте. https://vk.com/id4563130

Посты со статьями:
№1 О ПОЛЬЗЕ БОЛЕЗНИ. (ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА)
№8  О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)
№29  О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)
№45 Любить врага своего… Часть 1. Психологический механизм проекции.
№46 Любить врага своего…Часть 2. Духовный аспект исцеления личности.
№50 Христианская психотерапевтическая концепция работы с детскими травмами. Ч1.
№51 Христианская психотерапевтическая концепция работы с детскими травмами. Ч2.
№52 ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА.
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ. ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА.
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2017, 10:34:33 от ВераН » Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #1 : 21 Ноября 2016, 16:46:28 »

О ПОЛЬЗЕ БОЛЕЗНИ. (ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА)

Святые отцы понимали, что болезнь для нас может быть целительна. Целительна именно для души.

Св. Григорий Богослов:
"Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу".

Преп. Амвросий Оптинский:
"Здоровье есть дар Божий, — говорил прп. Серафим Саровский, — но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям".

Как же надо позволить себе проживать болезнь, чтобы получить от этого духовную пользу?

Попробую ответить на этот вопрос именно как православный психолог.

Все мы иногда болеем. Серьезно или не очень. Но болезни присутствуют в нашей жизни, периодически вмешиваются в нашу жизнь как некое инородное образование…

Болезнь, как это обычно бывает, случается с нами совершенно не во время. Она мешает, она нарушает наши планы, приносит телесный и физический дискомфорт. Все это воспринимается как какие-то внешние негативные обстоятельства, которые мы должны переломить.



Что происходит? Вместо смиренного принятия человеком факта болезни, он (вернее, его Эго), начинает противиться.
Редко удается в самом начале посмотреть на возникновение болезни, как на то обстоятельство, которое Господь попустил нам, и которое имеет определенный смысл. Само обстоятельство возникновения болезни несет в себе задачу, которую необходимо решить, найти верный ответ.

Возможно, вместо того, чтобы роптать, следует принять это событие, постараться прожить болезнь таким образом, чтобы «на выходе» мы стали другим человеком. Пусть хоть немножечко, но другим.

Болезнь – это один из способов, призывающий нас к духовной трансформации. Это некий своеобразный экзистенциальный кризис.

Нам дается пауза. Нас на какой-то моменты лишили возможности активной социальной жизни. Какую-то часть времени нам приходится оставаться наедине с собой. Иногда выдерживать сильную физическую боль, иногда просто недомогание.
И вот здесь очень важно начинать проживать свою болезнь в состоянии «здесь и сейчас».



Следует отпустить тревогу по поводу прерванных планов, неосуществимых внешних дел. Это называется еще: не сопротивляться Богу. Дать Ему возможность выстраивать, упорядочивать наше внутренне пространство. И сосредоточиться на себе, вернее, в глубине себя. Внимательно прислушиваться к симптомам своего тела. Зачастую оно подскажет правильные пути действия для облегчения болезни. Что происходит с нашими мыслями, чувствами? Удается ли держать ум в покое? Что не мешает? Возможно, возникнет стойкое ощущение того, что необходимо в чем-то исповедоваться. Ране подавляемые воспоминания и чувства выходят на уровень осознанности…

Если есть такая возможность, то следует писать что-то типа дневниковых записей. Это поможет структурировать свое сознание. Осознать свое прошлое, переоценить свое настоящее и соответственно изменить отношение к планам на будущее.
Верно прожитая болезнь приведет к духовному и личностному взрослению.

Это касается и того, как болеют дети. Часто родители рассказывают, что переболев, ребенок становится другим. Личностному взрослению, как процессу, необходимо время, когда человеческая душа может находиться в состоянии созерцания, а ум в состоянии осмысления своего опыта. Иначе прошлый жизненный опыт не способен интегрироваться и стать частью личность.

Приведенный ниже классический пример способен проиллюстрировать этот процесс.



Ф.М. Достоевский заканчивает свой роман "Преступление и наказание" болезнью Раскольникова. А именно тем фактом, что болезнь изменила его. Она была тем условием, благодаря которому душа смогла начать свою духовную трансформацию изнутри личности, в которой гордыня, Эго, самость были основой и фундаментом.

В конце эпилога «Преступления и наказания» говорится, что
Раскольников вышел из состояния болезни другой, обновленной личностью.

Вероятно, это можно назвать метанойей, в том смысле, как изменение ума, сознания.

«Да и что такое все эти муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем–либо думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…»

Удивительно, как точно автору удалось описать этот процесс. После явного и сильного переживания, которое подготовило почву для трансформации, сам процесс духовного возрастания уже начался. Ему просто не надо мешать. Роман заканчивается именно этим: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомой действительностью».

Итак, смысл и назначение болезни может состоять в том, что она способна привести к ослаблению нашего Эго.

Вынужденно, не имея сил противостоять обстоятельствам, в связи с телесной болезнью, дискомфортом, ограничением социальной активности, и, возможно, впервые, человек получает благословенный опыт смирения. Это то состояние, когда на какой-то момент душа берет верх над Эго, над мирскими привязанностями и мирской суетой.

В этом опыте человек способен увидеть в себе иные горизонты и иные высоты. Он, возможно, впервые соприкасается с самим собой, с таким собой, каким видит его Бог.



Но этого мало. Вернее, это только начало процесса. Душа продолжает искать возможности для своего развития, для сохранения в вечности. Процесс это, как выясниться для человека позже, бесконечный. Он потребует от человека всех его усилий.
Видимо, самое важное на этом этапе для человека - осознанно определить направленность этого процесса, укрепиться в этой направленности.

Суть метанойи (изменения сознания) состоит в том, что теперь
сила личности направлена не на укрепление своей самости, не на потакание своей гордыни, а на осуществление себя в Боге. А это путь осознанного стяжания (с Божией помощью) в себе таких добродетелей, как смирение и любовь. И вот уже человек способен со всей честностью произнести слова: "Слава Богу за все!"

Всем желаю не болеть, а если болеть, то с пользой!


Первоисточник: https://vk.com/id4563130?w=wall4563130_280
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2016, 17:01:40 от ВераН » Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3671



« Ответ #2 : 21 Ноября 2016, 16:56:53 »

Последняя фраза-это такое резюме. Все, что написано выше- хорошо, а не болеть-еще лучше.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #3 : 21 Ноября 2016, 17:01:06 »

Не болеть - это вряд ли возможно, все болеют. Я, помнится, в юности так даже хотела поболеть, полежать с температурой, так и говорила: "Я люблю болеть, потому что становлюсь во время нее лучше".

А сейчас, конечно, болеть, тем более, тяжело, уже не хочется, потому что чаще всего - это настоящая мУка. Но куда деваться...
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #4 : 21 Ноября 2016, 17:02:55 »

Скажите, имеет смысл в статьи картинки добавлять или лучше не надо?
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3671



« Ответ #5 : 21 Ноября 2016, 17:04:29 »

Имеет. Красивше так.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #6 : 21 Ноября 2016, 17:12:09 »

Хорошо, буду так делать. СпасиБо, Наташа! 
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #7 : 26 Ноября 2016, 12:01:36 »

Почитаю потом,интересно.
Всё же глаза мои комп не любят.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #8 : 26 Ноября 2016, 12:01:51 »

   О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)

Вопрос этот совсем не праздный, как могло бы показаться на первый взгляд. То, как мы отвечаем на него, крайне важно, поскольку это имеет непосредственное влияние на особенности психотерапевтического процесса в концепции православной психотерапии.

В обычном понимании, термин "бессознательное" означает некую сферу в области психики, в которую могут быть вытеснены (а по простому – забыты) прежние переживания, негативный опыт, то, что в психоанализе принято называть детскими травмами.



Предполагается, что удачно проведенная аналитически-ориентированная психотерапия помогает человеку заглянуть в эту область и вытащить все эти события на уровень осознанности. В этом случае человек как бы регрессирует (возвращается назад в своих переживаниях) на эти уровни, заново проживает все чувства и ощущения, связанные психологической травмой. Таким образом, она перестает на него оказывать бессознательное влияние.

В свою очередь, это приводит к тому, что  в настоящей взрослой жизни происходит освобождение от прошлого, и человек получает возможность выстраивать свою жизнь иначе, основываясь на своем свободном выборе здесь и сейчас.
Так предполагается. И определенные результаты такой психотерапевтический процесс может гарантировать.
И все-таки, это далеко не всегда те результаты, которые мы ожидаем от психотерапии.

Если бы это было так, то любой психоанализ приводил бы человека к освобождению, разрешались бы все его проблемы и трудности. В реальности мы этого не наблюдаем. Так что же не так? Чего не хватает аналитически ориентированным психотерапевтам? Какое знание о человеке находится вне рамок их компетенции?



Психотерапия рассматривает человека как существо двухсоставное: психика и тело. Исходя из такого представления о человеке, самое главное и самое важное, что нам необходимо учитывать при работе с ним, остается как бы за кадром. Об этом не говорится. Это не принимается в расчет.
 
Так что же это такое? Психологу писать об этом трудно. Трудно подобрать подходящие определения именно потому, что язык психологии и психотерапии не выработал необходимой терминологии.  Это понятие не научное. И психология, как наука, этими понятиями не оперирует, и в связи с этим  не способна адекватно и серьезно об этом говорить.

Для того, чтобы ввести это понятие в описание психотерапевтического процесса в концепции православной психотерапии, нам придется использовать язык святоотеческой аскетики, а также возможно, метафорический язык христианских притч.



Итак, что еще может скрываться в бессознательном, кроме подавленных детских переживаний, кроме опыта вытесненных травмирующих событий? И где это может скрываться?
И вот сейчас предстоит самое трудное - говорить о тех вещах, которые мы не можем ощутить материально...
Человек тем и отличается от всех живых существ, что  кроме плотского материально и душевного (психического) выражения, имеет еще в себе духовное содержание. Частичку духа. Это то, о чем рассказывается  в «Притче о сеятеле». В нашей душе есть зерно духа. Оно должно пробудиться к жизни, прорасти и принести плод.

Как в любом обычном зерне, в этом зерне уже содержится все необходимое. К примеру, в желуде в латентном состоянии присутствует дуб.  В зернышке от яблока - присутствует яблоня и т.д.

Это можно понимать так: в душе каждого из нас есть это зерно, где присутствует в полной мере тот человек, который пока еще не осуществлен. Что это за человек, каков он, со всей точностью это ведомо только Творцу. И «намерение» у этого зерна таково, чтобы во время земной жизни человеческое существо осознало в себе это присутствие и стало способствовать процессу осуществления себя в Боге во всей задуманной Им полноте.  

Другими словами, человек задуман так, чтобы способствовать своему процессу обожения, осуществлять этот план Творца о себе самом в совместной работе с Ним совершенно осознанно.
Вот об этом «зерне», находящемся в человеке до поры в спящем бессознательном состоянии, светская психотерапия даже не упоминает.



Откопать его внутри себя, почувствовать, обратить на него внимание -  это равносильно отклику на призыв Божий: "Ищите прежде всего Царствие Небесное. Оно внутри вас есть".

«Пробуждение зерна духа» может начаться неожиданно для самого человека. Оно может доставлять сильный дискомфорт, так как входит в конфликт с нашим эго, нашей самостью. Развитие его происходит по иным законам, поскольку принадлежит иному плану бытия – Вечности.

И если психоаналитик может говорить о том, что вытесненная, подавленная сексуальность приводит к определенным проблемам, то православный психолог заявляет, что вытесненная духовность приводит к проблемам гораздо более серьезным, которые найдут свое отражение и на телесном и на психическом уровне.

Купировать, подавлять в себе этот процесс и опасно, и неразумно. Нам остается только смиренно не мешать Богу осуществить в себе эту работу. Сделать это не просто, если мы не осознаем наличие этого процесса в себе, не понимаем, как он происходит, какие внутренние конфликты человеку предстоит преодолеть, чтобы процесс этот осуществился.

Вот об этом бессознательном, которое возможно как-то интуитивно улавливается человеком, как некая память о когда-то потерянном Рае, и потребности души снова его обрести, человеку необходимо знать.

В этом случае, сам по себе процесс психотерапии принимает иную форму. Он не может касаться только детских вытесненных травм, но обязательно выходит на конфликт между духом и эго.

Проявление этого конфликта может выражаться на психологическом уровне в виде страхов, тревоги, депрессии. На уровне тела симптомы могут проявляться по-разному, к примеру, панические атаки имеют довольно разные телесные проявления.

Итак, мы приходим к тому, что если мы говорим об исцелении человека, исцелении, как обретении им когда-то былой целостности, которая была свойственна ему до тех пор, пока душа его не разлучалась с Богом, не выстроила стену благодаря сосредоточенности на своем эго. В результате этого стало возможно потакание своим страстям, нарушение заповедей. В области бессознательного стали постепенно накапливаться грехи. (Довольно часто встречается, что человек, не приступивший еще к своей духовной работе, может сказать о себе, что он не совершал грехов и что ему нечего исповедовать).

Именно этот аспект бессознательного нам необходимо учитывать и рассматривать в психотерапевтической работе с человеком. ( 2 часть в следующем посте)

Источник https://vk.com/wall4563130?offset=40&own=1&w=note4563130_11761432
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #9 : 26 Ноября 2016, 12:09:25 »

Я для себя много беру из этих статей. В другой теме задавали вопрос: "А зачем она нужна, эта православная психология?" Для того и нужна, чтобы рассматривать человека как духовное существо, а не потомка обезьян.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3671



« Ответ #10 : 26 Ноября 2016, 12:14:40 »

А дельфины?

Всю эту статью можно вместить в фразу-у человека есть совесть, ее нужно учитывать.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #11 : 26 Ноября 2016, 12:25:52 »

Ну да, ну да, женщины "произошли" от дельфинов 

Не совсем так, "в душе каждого из нас есть это зерно, где присутствует в полной мере тот человек, который пока еще не осуществлен" - мы же не сводимся только к совести. Зерно духа содержит весь задуманный о нас план Божий. А совесть - это "будильник", который напоминает о том, что мы рождены для Обожения, а не для потакания своим страстям.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3671



« Ответ #12 : 26 Ноября 2016, 13:55:29 »

Ты, Вера, обрисуй результат. Я его себе не представляю.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #13 : 26 Ноября 2016, 14:08:54 »

Попробую описать какая практическая польза от этой статьи. Конечно, для  меня.
Я человек почти церковный, читаю книги Священного писания: Евангелие, Псалтирь и т.д. То есть, хорошо понимаю, что такое совесть, что человек рожден для Обожения, для стяжания Духа Святого. И тем не менее, до чтения этой статьи я объясняла многие свои психологические проблемы только с точки зрения светской психологии, какими психологическими травмами, детскими и полученными в юности. Но не конфликтом Духа и эго во мне. (кстати, и батюшки этого не понимают, просто говорят - лечись и все). Надо быть чутче к своей душе, прислушиваться к ней. И да, слушать голос совести, когда мы согрешаем против себя, а не только против Бога и ближнего своего.

Пока так. Но еще есть вторая часть этой статьи, там должны быть выводы. На днях выложу.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3671



« Ответ #14 : 26 Ноября 2016, 14:14:26 »

Мудришь ты все.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines