Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6 Вниз Печать
Автор Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"  (Прочитано 69843 раз)
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #30 : 08 Октября 2014, 04:56:42 »

Ильин заставляет думать, анализировать. Интересный стиль изложения мысли у него. Все по полочкам разложит, докажет, приведёт пример. Глубоко копает. Задумываясь над тем или иным вопросов, действительно думаешь, а для чего ты его задаешь?- Что бы что-то понять, блеснуть эрудицией или так от скуки. Так и в поступках. А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Ксюша, ты выразила мои мысли. Я их не смогла собрать в логическую цепочку, ты сделала это прекрасно. Именно это и крутилось в моей голове...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #31 : 08 Октября 2014, 09:17:47 »

ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке


   Навстречу духовному обновлению идет современный мир. Но одни, должно быть, еще не видят этого, потому что непомерно велик трагизм эпохи, который поглощает все их силы; другие, возможно, и почувствовали необходимость обновления, но не видят пока надежного пути и не знают, куда податься. Однако обновление неизбежно начнется, начнется как бы само собой и начнется тогда, когда прежние источники исчерпают себя, когда человеческие страдания станут невыносимыми.

  Вот почему столь важно для нас предвосхитить ход событий и уразуметь, что делать. Ведь недостойно человека плыть по воле рока: важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием. Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека, чтобы тот одумался, пришел в себя, вспомнил о том, что он свободный созидатель, открыл в себе глубинные духовные пласты и уже оттуда, изнутри, начал свое обновление – вольно, дерзновенно и настойчиво.

   Поразмыслим прежде всего над тем, что мы утратили. Человечество попыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести, и вот налицо несостоятельность ее и распад. Люди не захотели больше веровать, потому что убедили себя, что вера есть «противоразумное», «ненаучное» и «реакционное». Отреклись они от сердца, потому что сердце показалось им помехой для инстинктов, «глупым», сентиментальным, лишающим человека деловитости, в то время как «умный» человек жаждет оставаться эгоистом и «дельцом». Отринули люди и созерцание, потому что их холодный ум отметает «беспочвенную фантазию», считая «прозу» самым важным в жизни. Вытеснили они из себя и совесть, потому что ее живые увещевания не укладываются в контекст трезвой оборотистости. А за всем этим скрывается ложный стыд предстать бедным и незаметным, прослыть ребячливым и смешным – неудовлетворенное честолюбие и страх перед «общественным мнением».

  Этот ложный стыд будет преодолен великими страданиями эпохи, ибо страдания есть истинная реальность, есть «бытие», реальное настолько, что человек забывает о своем желании «казаться» или «прослыть». Но это означает, что ему еще долго придется терпеть и, может быть даже в неизведанных им прежде формах гнета и унижения, и терпеть до тех пор, пока не угаснет в нем всё кажущееся, условное и мертвое и пока не вырвется наружу победоносно исток внутренней реальности и творческой силы. Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   Когда именно начнется это осмысление и когда наступит этот творческий прорыв, предсказать трудно. Но мы должны уже теперь всевозможными способами и со всевозможных точек зрения попытаться установить правильный диагноз современного духовного кризиса и нащупать верные пути обновления.
   К этому особенно призвана философия как любовь к мудрости, как созидательная потребность в Божественных содержаниях, как воля к очевидности в делах сопредельных и предельных; и философия поступит правильно, если посвятит себя этой задаче.
   Тогда она прежде всего узрит духовные раны современной культуры и, начав исследование причин осквернения жизненных святынь, заглянет в бездны зла.


  Вслед за тем ей придется установить духовный диагноз нашего кризиса, дабы показать, до какой степени современное человечество переоценивает чувственную жизнь, как оно вызывает к жизни бессердечную культуру и погружается в хаос земного мрака.

   Направив свой взор на пути духовного обновления, философии придется обратиться прежде всего к проблеме воспитания, чтобы указать на его важнейшие, упущенные современной эпохой задачи, а именно: будить духовное уже в детском инстинкте, укреплять в человеке собственную предметную силу суждения, волю к духовной цельности.

   Надо дать верную оценку тяготам земного существования, которые мы на себе несем, и в социальном плане найти естественные и праведные пути облегчения их.

   Чрезвычайно важно осмыслить и проникнуть в суть творческой жизни людей. Это – грандиозная задача грядущих поколений. Структуру культурного акта надо обновить до самой глубины и  из самой глубины, и притом во всех сферах деятельности, во всех областях духа.


   А чтобы достигнуть этого, человек должен снова встать на путь первооснов жизни: научиться заново ценить свободу, дать расцвести в себе добру, проникнуться дарящим силу смирением, склониться пред Божией тайной мира, отдаться случайному созерцанию, научиться радости благодарения и таким образом в истинной религиозности обрести первоисточник жизни.

   А то, что он затем будет излучать в мир, освятит всю его жизнь и выведет культуру навстречу истинному Христианству.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #32 : 08 Октября 2014, 13:43:12 »

Алла, спасибо огромное за твой труд для нас!

Ильин - чудо. Мне он открылся не сразу. Сначала я его пробовала прослушать в аудиоварианте. Не пошло, все показалось "не моим". А когда добралась до печатного Ильина - все, он меня покорил 

Про вопросы так хорошо написано! Я сама об этом задумывалась в юные годы. Тогда я поняла, что на многие вопросы мы получим ответ только после этой жизни.

Прошло много времени. Не знаю, права ли я тогда была. В Евангелии Христос обещал, что после сошествия Святого Духа на апостолов они уже не будут Его ни о чем спрашивать. Уже не будет нужды в вопрошании...

Так что вопрос о вопросах для меня еще открыт 

А про нового человека я не согласна с Ильиным (в силу своего скептицизма). Если говорить об отдельном человеке - да, такое превращение возможно. А в целом у человечества - сомневаюсь. Хотя кто знает...
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #33 : 08 Октября 2014, 13:51:07 »

Ильин заставляет думать, анализировать. Интересный стиль изложения мысли у него. Все по полочкам разложит, докажет, приведёт пример. Глубоко копает. Задумываясь над тем или иным вопросов, действительно думаешь, а для чего ты его задаешь?- Что бы что-то понять, блеснуть эрудицией или так от скуки. Так и в поступках. А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Ксюша, ты выразила мои мысли. Я их не смогла собрать в логическую цепочку, ты сделала это прекрасно. Именно это и крутилось в моей голове...

 Наташа, честно, меня твое сообщение натолкнуло на эти мысли, вот это:
Алла, спасибо. Добралась и я до чтения. Каков слог. 2 раза перечитала.  Буду искать книгу... Очень заинтересовала. Интересное размышление о вопросе.

Я ещё хотела посмотреть, что не повторила ли я тебя, мне показалось, что ты похоже очень написала, наоборот, я похоже написала.

Мы уже тонко чувствуем друга, дополняем. Хороший знак! Храни вас Господь, дорогие сестры!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #34 : 08 Октября 2014, 15:54:13 »

1. Ильин - чудо. Мне он открылся не сразу.

2. Про вопросы так хорошо написано! Я сама об этом задумывалась в юные годы. Тогда я поняла, что на многие вопросы мы получим ответ только после этой жизни.

Так что вопрос о вопросах для меня еще открыт 

3. А про нового человека я не согласна с Ильиным (в силу своего скептицизма). Если говорить об отдельном человеке - да, такое превращение возможно. А в целом у человечества - сомневаюсь. Хотя кто знает...
Света, спасиБО, что читаешь и что нашла время откликнуться.

1. Я тоже "расчитала" Ильина не сразу. Первой книжкой была "О противлении злу насилием". Не пошлО. Но через какое-то время вернулась к книге и вот до сих пор не могу понять, КАК чтение могло не пойти. "Книгу тихих созерцаний" подарила давным-давно родителям, папа к Ильину очень трепетно относился. Сейчас эта книга у меня, читана-перечитана вдоль и поперек. Не так давно приобрела "Поющее сердце". Неровно прочиталась книжка, думаю, позже вернусь, перечитаю.
Вообще, заметила, что именно с Ильиным происходит такое... ну, что-то сродни прозрению. Как будто одеваешь очки на близорукие глаза и начинаешь видеть всё в деталях. И это так красиво и мудро... А слог!!!
3. Мне тоже поначалу показалось, что слишком уж восторженно написано о новом человеке. Какая-то даже экзальтация и оторванность от реалий. Вспомнился даже "Рахметов - особенный человек." Но потом увиделось, что все же это не мечты о несбыточном, не утопия, а обозначенный вектор, по которому человек должен пойти. Иначе...

Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #35 : 08 Октября 2014, 17:56:04 »

Спасибо Алла."Навстречу духовному обновлению идет современный мир" Меня как-то смутили эти слова. Никак не соотносится с реальностью, в которой пребывает этот самый "современный мир". Конечно, если предположить, что это вектор, направление, по твоему, Алла, определению, куда нужно двигаться, тогда понятно.
Или, вот эти слова "важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием." Как это предугадать? Кто может знать или предугадать планы Бога на судьбу человека?  В целом интересно, преамбула обещает интересное чтиво... Для меня Ильин пока неизвестен, только знакомлюсь..., хотя, есть скачанная его книга, но до прочтения еще не "дошла"




.
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #36 : 08 Октября 2014, 19:43:35 »

Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека,..
Бог - есть любовь, как учат Отцы Церкви, поэтому, по своему определению, Он не может посылать человеку скорби, а только попускает случиться тому или иному.

..за всем этим скрывается ложный стыд предстать бедным и незаметным, прослыть ребячливым и смешным – неудовлетворенное честолюбие и страх перед «общественным мнением».
А вот с этим трудно не согласиться, потому как это весьма заметно даже в небольшом обществе. Чаще всего поддерживается мнение более "сильных", а несогласных в лучшем случае, просто, игнорируют, а в худшем - "закидывают камнями", как это случалось и случается по сей день.

Вижу, что моя трактовка неточная.
 Ильин у меня пока не вызвал шквал эмоций, поэтому буду, просто, читать.
Посмотрим на дальнейшее.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #37 : 08 Октября 2014, 19:56:52 »

СпасиБО, что читаешь, Еленочка!
По поводу "попускать" или "посылать". В данном случае имеется в виду именно попущение, конечно. Надо просто учесть два важных момента: 1) книга написана для широкого круга читателей, многие из них вряд ли знакомы с церковной терминологией, и 2) книга была написана на немецком языке, издана, прошу прощения, если ошибаюсь, в Швейцарии. В немецком языке есть ли слово "попущение"? Не знаю.

Ну, а шквал эмоций философская литература не должна вызывать, наверное. Изучаем, вникаем, радуемся созвучию, как-то так...
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #38 : 08 Октября 2014, 20:06:03 »

СпасиБо, Аллочка!
Записан
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #39 : 08 Октября 2014, 22:58:40 »

ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке


   Навстречу духовному обновлению идет современный мир. Но одни, должно быть, еще не видят этого, потому что непомерно велик трагизм эпохи, который поглощает все их силы; другие, возможно, и почувствовали необходимость обновления, но не видят пока надежного пути и не знают, куда податься. Однако обновление неизбежно начнется, начнется как бы само собой и начнется тогда, когда прежние источники исчерпают себя, когда человеческие страдания станут невыносимыми.



Согласна - вспомнилась очистительная Великая Отечественная война,когда пришел предел человеческого обесчеловечивания...
Красивый слог, но я бы , наверное, сама не решилась читать, если бы со мной не поделились .
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #40 : 08 Октября 2014, 23:04:14 »

ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке


   .

  Вот почему столь важно для нас предвосхитить ход событий и уразуметь, что делать. Ведь недостойно человека плыть по воле рока: важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием. Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека, чтобы тот одумался, пришел в себя, вспомнил о том, что он свободный созидатель, открыл в себе глубинные духовные пласты и уже оттуда, изнутри, начал свое обновление – вольно, дерзновенно и настойчиво.

   [b[/b]

А как, как всё предвосхитить и тем более, уразуметь, что делать...
Ежели бы я чего уразумевала... как бы сейчас жила!
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #41 : 08 Октября 2014, 23:08:21 »

ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке


   Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   [/b][/color]

Вот эту фразу вообще не слышу- никак.Что это такое-" подлинная реальность субстанции бытия и жизни." Для меня это недосягаемая фраза.
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #42 : 08 Октября 2014, 23:10:14 »

Вывод- недоросла пока до Ильина. Тяжел для меня.
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #43 : 08 Октября 2014, 23:28:38 »

ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке


  Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   [/b][/color]

Вот эту фразу вообще не слышу- никак.Что это такое-" подлинная реальность субстанции бытия и жизни." Для меня это недосягаемая фраза.
Про эту фразу, Наташ.-Человек должен задуматься о смысле жизни, смерти, понять для чего он живет. Что является основой основ, где то незыблемое Начало начал. Откуда все пошло.


Субстанция - (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе),объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечтоотносительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни отчего другого.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #44 : 09 Октября 2014, 09:40:22 »

Наташ, необходимость вернуться к подлинному бытию - это о христоцентричности. Подлинное вне веры невозможно. Мы все видим, к чему приводит безбожие, жизнь в лоне мнимых ценностей.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines