Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Праздничные и памятные события ‹ Тема: Православный календарь
Страниц: 1 ... 45 46 [47] 48 49 ... 73 Вниз Печать
Автор Тема: Православный календарь  (Прочитано 1330576 раз)
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #690 : 18 Июня 2016, 08:25:43 »

Ну не было у нас такого, Павел (я о Церкви нашей говорю). Разное было, но до такого не доходили.

Всякое было. Рубеж 15-16 веков, "ересь жидовствующих" и как с ними обошлись. Рубеж 19-20 депортация русских баптистов, начало 20 "увещание афонских имябожников", все как бэ не в белых перчатках делалось, а деятели тоже "во святых" числятся. Опять же, при монголах "скупые дети Калиты" выдвигаются. Так что было, История мединским не подчиняется пока, как бы не желали того мединские.
Масштабы да, масштабы не те. С пятизначной цЫфири -- геноцид, а что меньше того, то и не считается....

Потому то и страшно для народа "слить" веру (любую, религиозную) за идеологию.
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #691 : 18 Июня 2016, 23:29:22 »

А вот про чин отлучения от церкви у католиков...Это я про Джордано Бруно и пр,Там такой текст- как из древней книги страшных сказок.


"....Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет, когда он постится, когда он спит или когда он бодрствует, когда гуляет или когда отдыхает, когда он сидит или лежит, когда он ест, когда он раненый, когда истекает кровью. Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних. Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренность его, поясница его, пах его, бедра его, колени его, ноги его, ногти его. Да будет проклят во всех суставах членов его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног. Чтобы Христос, Сын Бога Живого, проклял его со всем своим могуществом и величием. И чтобы небо и все живые силы обратились на него, чтоб проклинать до тех пор, пока не даст он нам открытого покаяния. Аминь. Да будет так, да будет так. Аминь»."
(Фрагмент)
http://knigi.link/techeniya-ucheniya-ezotericheskie/chto-znachit-otluchenie-18253.html
Что значит отлучение от церкви?д.Андрей Кураев Сатанизм для интеллигенции.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #692 : 21 Июня 2016, 11:43:27 »

Сегодня празднуется великомученик Феодор Стратилат. Этот святой почитается и православными, и католиками (хотя и в разные дни). Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений.



Слово "Стратилат" означает "Воевода", "Военачальник", и получил это прозвание святой Феодор после весьма необычного подвига.

Случилось так, что в окрестностях его родного города поселился огромный плотоядный ящер (или змей, дракон). По преданию, это кровожадное чудовище пряталось в провале на незасеянном поле. Раз в день оно выбиралось на поверхность, нападало на скот и людей, а насытившись, возвращалось в свое логово.

Феодор решил с помощью Божией избавить жителей Евхаита от этой напасти и отправился к логову зверя. По дороге он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудила пожилая христианка Евсевия, в хижине которой находились мощи великомученика Феодора Тирона, и дала совет, как победить чудовище.

Будущий великомученик помолился и попросил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на коня и, доскакав до поля, вызвал змея на бой. После того как чудище выползло из своего логова, конь Феодора вскочил на его спину и всадник с Божьей помощью смог поразить зверя копьем.



Когда жители Евхаит увидели тело поверженного змея, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие приняли христианскую веру. А двух святых Феодоров - Тирона и Стратилата - впоследствии стали изображать вместе.



За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее (Ираклее, ныне Эрегли) на окраине Римской империи, у Черного моря (ныне территория Турции), где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

Вскоре императору Лицинию было доложено, что большая часть жителей Гераклеи и ее окрестностей обращена в новую веру. Лициний (Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний) описывается как властитель жадный, властолюбивый, раздражительный, агрессивно невежественный. Христиан он преследовал в том числе и потому, что видел в них сторонников своего соправителя и противника, будущего императора Константина Великого. Вот изображение императора Лициния на монетах:



Гонения на христиан Лициний начал с того, что лишил их всех придворных должностей и изгнал из дворца. Второй репрессивной мерой была чистка армии от офицеров-христиан, которым было предложено принести жертву языческим богам.

И вот этот самый Лициний послал к стратилату сановников, которые должны были привести Феодора в Рим. Однако будущий великомученик сам пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою преданность Риму и императору, а также послужить примером для народа.

После того как письмо было отослано, Федор стал денно и нощно молиться, пока однажды он был освещен неземным светом и услышал голос с небес, который произнес: «Дерзай! С тобою Я!».

Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных изваяний языческих богов. Феодор Стратилат попросил у Лициния разрешения разместить идолов в своем доме, якобы для того чтобы он всю ночь имел возможность воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил изваяния и раздал фрагменты золотых и серебряных статуй нищим.

Утром центурион Максентий заметил необычного бедняка: тот нес в руках голову золотой статуи Венеры. Тогда Максентий велел его схватить и узнал от нищего, что голову ему отдал Феодор Стратилат. Об этой неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максентий незамедлительно доложил императору.

Вызванный на допрос великомученик признался в своей вере во Христа и стал доказывать Лицинию, что тот заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спросил императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог ничего возразить на доводы своего стратилата, повелел подвергнуть Федора пыткам.

Его секли, жгли огнем, заточили в темницу, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли. Решив, что Федор умер, Лициний велел оставит его на кресте, но ночью ангел Господень освободил его и излечил раны. На житийных иконах святого есть клейма с изображением этих событий.



Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами".

Увидев это чудо, жители Гераклеи решили проявить неповиновение, требуя прекратить преследование своего стратилата. Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому".



Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. 8 февраля 319 года по приказу Лициния ему усекли голову.

Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21) июня того же года они были торжественно перенесены в Евхаиты. Во время перенесения тела святого и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа Бога. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

Кстати, император Лициний, низверженный Константином, в конце концов был казнен по приговору Сената (встречаются сведения, что он был задушен).

Великомученик Феодор Стратилат издревле почитается небесным покровителем Костромы. Собор во имя святого великомученика был первым известным в истории костромским храмом. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине ХIII века была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери.



По преданию, новую святыню в Кострому принес сам святой. В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» говорится, что накануне ее обретения в костромском лесу князем Василием многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме. От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская.



А с 2010 года с благословления Патриарха Кирилла великомученик является небесным покровителем Федеральной Службы Судебных Приставов РФ. Ну, а почитанием воинов  святой Феодор пользовался всегда.



Великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #693 : 22 Июня 2016, 13:57:24 »

Сегодня празднуется замечательный праведник, отец Алексий Мечёв. О нем так много написано и так много всем известно, что мне стыдно и пересказывать. Большинство форумчан, особенно москвичи, знают о нем побольше меня.

Поэтому просто поздравляю с праздником святого праведного батюшки Алексия! Храни Господь всех вас, сестры и братья, его святыми молитвами!

Кто хочет, житие можно посмотреть на сайте храма свт. Николая в Кленниках. Там же и его произведения, и о нем много информации.
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #694 : 22 Июня 2016, 22:26:42 »

Когда приходишь к его св.мощам всегда уходишь радостной.Св.старец Алексий Мечев дарит радость!
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
НАДЕ*ДА
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4016



WWW
« Ответ #695 : 22 Июня 2016, 22:39:02 »


Кто хочет, житие можно посмотреть на сайте храма свт. Николая в Кленниках. Там же и его произведения, и о нем много информации.
[/quote]

Спасибо, очень интересно!
Записан

\"Буди, Господи, милость Твоя на нас...\"
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #696 : 22 Июня 2016, 23:00:38 »

Я даже цитату от св.праведн.Алексия Мечева себе в профиль за девиз взяла!
  Была в Клённиках на Владимирскую в сентябре.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #697 : 22 Июня 2016, 23:11:01 »

А я рядом работала.Некоторое время оттуда у нас священники служили,и потом мы тоже к ним иногда ходили .Теперь там всё,кажется,изменилось.У них достаточно строго-женщин в брюках не очень любят,например.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #698 : 23 Июня 2016, 14:20:33 »

Мы сегодня празднуем память одного из особо почитаемых сибирских святых, святителя Иоанна Тобольского.



Святитель Иоанн занимал Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много. Даже празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.

О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. Он был старшим из 11 детей.

В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. Нам известен еще один святой этого рода, чудотворец, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), получивший имя в честь своего знаменитого предка.



Родители Иоанна были людьми состоятельными и щедро жертвовали свои средства на нужды храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Во время своего обучения в Киево-Могилянской академии, Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.

В 1676 году в Киево-Печерской Лавре Иоанн был пострижен в монахи. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Но недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.

В те годы Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чигирин.



Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи.

В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной, Лаврские монахи просили в случае нападения турок на Киев дать им возможность укрыться в другом монастыре.

Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.



По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему, и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович).

Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг, в том числе известнейший Илиотропион), он был покровителем просвещения в своей епархии.



Им была основана в Чернигове Славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.

Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.

Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Вот икона свт. Феодосия.



Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах.



С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга.

С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии.

Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, – сказал он, – но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове. Картину помните?



11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.



Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келии, он долго молился, часто до утра.

Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.

Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных. Мне понравилась икона владыки Иоанна, где у него особенно добрый и кроткий взгляд  



Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.

Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.

Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.

Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.



Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших и до настоящего времени не прекращаются.

21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами.



В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.



Святителю Иоанне, моли о нас Господа!
« Последнее редактирование: 23 Июня 2016, 14:29:10 от Котик » Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #699 : 23 Июня 2016, 14:50:53 »

Традиционная уже ложка дёгтя в медовую бочку святорусской исключительности. "Илиотропион" святитель только перевел, а написал его https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрексель,_Иеремия  
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #700 : 23 Июня 2016, 15:10:45 »

 Так и я про тож, про благо. Нормальный такой плод экуменизма,  и не пугает никого.
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #701 : 23 Июня 2016, 15:33:53 »

Павел, никто про исключительность и не говорит. Вспоминаем, узнаем. А перевести то же труд просветительский, людям на благо. (Илиотропион я осилить не смогла, оставила, едва начав).
У меня он тоже не пошёл.Тётя моя просила ей купить эту книгу.Я купила,пробовала читать-трудно.Я что-нибудь адаптированное люблю.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #702 : 23 Июня 2016, 22:55:51 »

Ну Павел... Ты ведь знаешь, что для некоторых слово "экуменизм" - как красная тряпка для быка  Ну, есть один похвальный вариант экуменизма - это обращение (возвращение) в православную веру тех, кто когда-то от нее отпал. Вот такое соединение было бы хорошо.

А то, что труд католика оказался приемлемым для православия - это же не диво. Помнится, не единственный это раз. "Невидимая брань" имела похожую историю. Да и вообще, ведь мы и Льюиса читаем, и Честертона, и даже Аристотеля и Сократа, и мы видим, что они зачастую пишут как православные авторы.

Кто-то (Тертуллиан?), помнится, говорил, что и у язычников мы должны брать хорошее для себя. Мы ведь не думаем, что только православным Господь дал мозги, сердце и таланты. Надо учиться хорошему, где бы оно ни родилось. И экуменизм тут ни при чем. Мне вот и у Конфуция много чего нравится. Это же не повод для соединения наших верований.

За Илиотропион хочется заступиться - читать только вначале непривычно, а дальше - легче. Под конец даже жаль, что книга закончилась 
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #703 : 24 Июня 2016, 12:33:52 »

Сегодня мне бы хотелось рассказать о человеке православном, известном, но не святом (во всяком случае, не канонизированном). 24 июня 1950 года стал днем смерти раба Божия Ивана Сергеевича Шмелёва.



Родился Иван Шмелев 21 сентября 1873 года в Донской слободе Москвы, был пятым ребенком в семье. Отец его, Сергей Иванович, принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, а владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды.

Семья была патриархальная, выходцы из старообрядцев. О роде Шмелевых немного можно вот здесь почитать. Хозяева и простые работники проживали дружной общиной. Они придерживались общих для всех правил, духовных и нравственных принципов. Иван Шмелев рос в атмосфере всеобщего согласия и дружелюбия. Спустя годы эти детские впечатления отразились в его произведениях.

Воспитателем (дядькой) Ивану определили набожного старика, бывшего плотника Михаила Панкратовича Горкина, под влиянием которого у Шмелёва возник интерес к религии.

Домашним образованием Ивана Сергеевича занималась главным образом мать. Именно она приучила своего сына много читать. Поэтому Иван с детства был знаком с творчеством таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев и др. Потом была учеба в гимназии.

Как автор Иван Шмелев дебютировал в 1895 году. В журнале "Русское обозрение" был напечатан его рассказ "У мельницы".

Будучи еще гимназистом, весной 1891 (Шмелеву было 18 лет) он познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони, с которой они прожили вместе 41 год.



После женитьбы отправился с молодой супругой на остров Валаам, где находятся древние монастыри и скиты, Шмелев Иван Сергеевич. Результатом этого путешествия стала книга "На скалах Валаама...". Ее издание принесло начинающему автору множество разочарований. Дело в том, что оберпрокурор Святейшего Синода, через которого эта книга должна была пройти, нашел в произведении крамольные рассуждения. Шмелев в итоге вынужден был переделывать произведение, лишив свое творение авторской изюминки. Это выбило из колеи Ивана Сергеевича. Он решил, что литературное поприще - не его стезя. После этого Иван Сергеевич не писал практически 10 лет. Однако ему нужно было как-то содержать свою семью: жену и единственного сына Сережу.



Иван Сергеевич решил поступить в Московский университет для того, чтобы получить профессию юриста. Многое изменилось с этого момента, и главное - окружение писателя.

После окончания университета Иван Шмелев какое-то время служил в Москве помощником поверенного (незначительная должность). Затем он переехал во Владимир. Здесь Иван Сергеевич начал работать налоговым инспектором. Даже в этой рутинной работе Шмелев, являясь человеком творческим, смог найти свои плюсы. Он черпал жизненный опыт и впечатления во время многочисленных разъездов по губернии, посещения людных постоялых дворов. Так постепенно накапливались идеи для его будущих книг.

Шмелев в 1905 году решил вернуться к писательству. В журналах "Русская мысль" и "Детское чтение" начали появляться его произведения. Они были небольшими, скорее робкими пробами, своеобразной проверкой Шмелевым самого себя на писательском поприще.

Со временем Иван Сергеевич окончательно утвердился в сделанном выборе. Он решил оставить службу. Иван Шмелев приехал в столицу. В 1907 году начался новый этап его литературной деятельности. Тогда-то и пригодился опыт общения с людьми, приобретенный во время путешествий по Владимирской губернии.

Его произведения, которые он написал в период 1906-1907 годов, сразу после первой русской революции («Распад», «Вахмистр», «По спешному делу») получили особую популярность. Он начал печататься в журналах.

В 1912 году он стал членом-вкладчиком в новом «Книгоиздательстве писателей Москвы». Именно в этом издательстве вышло 8-митомное собрание сочинений писателя.

В годы I-ой мировой войны Шмелёв написал замечательный сборник рассказов – «Суровые дни».

Иван Сергеевич восторженно принял Февральскую революцию, но к Октябрьской отнёсся с истинной непримиримостью.



В 1918 году осенью писатель уехал в Алушту. Жить там было голодно. В 1920 году Сергей, его сын, возвратился из Добровольческой армии Деникина и стал проходить в госпитале Феодосии лечение от туберкулеза.



В 1920 году, в ноябре, Сергея арестовали чекисты и больной юноша провёл около трех месяцев в душных арестантских подвалах, а в начале 1921 года, в январе, его расстреляли без суда. Иван Сергеевич долгое время не знал о происшедшем и надеялся на лучшее. Только в 1922 году некий человек засвидетельствовал гибель сына писателя.



Иван Сергеевич, пережив голод и смерть горячо любимого сына, принял решение эмигрировать. Сначала вместе с супругой он переехал в Берлин (в 1922 году), а затем по приглашению Бунина отправился в Париж (в 1923 году). Здесь он прожил до конца своей жизни.

"Солнце мертвых", известный автобиографический роман-эпопея, был написан в это время. Это произведение было переведено на английский, немецкий, французский и другие языки. Книга Шмелева стала настоящим открытием не только в отечественной, но и в мировой литературе.



За границей Шмелёв вообще часто печатался, произведения выходили одно за другим (всего было написано и издано более двадцати книг). Тем не менее, писатель среди русской эмиграции жил очень бедно – его семье часто недоставало денег даже на отопление, на новую одежду.



В 1934 году Шмелёв заболел тяжёлым желудочным заболеванием, ему грозила операция, он не мог решиться... Ивану Сергеевичу приснился сон, он увидел рентгеновские снимки с подписью «Св. Серафим» и в этот же день врач объявил ему, что операция не требуется. Шмелёв счёл, что ему помог выздороветь преподобный Серафим Саровский. Он написал очерк после этого в 1935 году – «Милость преподобного Серафима».

В Париже началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).

Большую известность принес Шмелёву и роман «Богомолье» (1931).



В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

Широкую известность приобрело и его "Лето Господне", дающее широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.



После того, как его супруга в 1936 году скончалась, Шмелёв посетил находившийся в те годы на территории Эстонии Псково-Печерский монастырь. Он очень тяжело переживал смерть жены.

Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Старость писателя была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

 Скончался Иван Сергеевич Шмелёв от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.



Кому дорога память Ивана Сергеевича, помяните его сегодня. Царствие Небесное и оставление грехов даруй ему, Господи!
« Последнее редактирование: 24 Июня 2016, 16:25:53 от Котик » Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Татьянка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 902



« Ответ #704 : 24 Июня 2016, 15:15:48 »

Светочка, спаси Бог тебя за труды, что взялась вести эту тему! Очень интересно и душеполезно!
Записан
Страниц: 1 ... 45 46 [47] 48 49 ... 73 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Праздничные и памятные события ‹ Тема: Православный календарь
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines